Надежда Пироговская
Проект идеального взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решить эту проблему «всем миром» : детский сад и семья, взявшись за руки.
Почему необходима данная работа? По данным наблюдений, анкетирования и опроса участников образовательного процесса, мы выделили некоторые проблемные зоны, препятствующие эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников :
Публикация «Проект идеального взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников» размещена в разделах
- низкий уровень социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей, а значит, неумение общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;
- неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;
- непонимание воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;
- недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.
Цель работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Задачи работы:
1. выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
2. оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
3. формирование у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
4. активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии семьи и ДОУ работу необходимо строить на основе следующих принципов:
- принцип гуманизации
- принцип индивидуализации
- принцип открытости и доброжелательности
-принцип психологической комфортности
-принцип дифференцированного подхода к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи
-принцип индивидуального подхода во взаимодействии к каждому семье, к каждому члену семьи.
Методы изучения семьи : анкетирование; наблюдение за ребенком; посещение семьи ребенка; беседы с ребенком; беседы с родителями.
Основные направления работы во взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников :
Просветительское: направлено на психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, воспитание и сохранение семейных традиций, пропаганду знаний по психологии семьи;
Практически-действенное: направлено на развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела; способствует проявлению творческих способностей, возможностей реализации собственных идей каждым родителем; создает условия для полноценного общения, желания обменяться мнением, опытом семейного воспитания для улучшения детско-родительских отношений.
Специалисты ДОУ, участвующие в данном направлении работы (при наличии специалиста в штате сотрудников ДОУ) : воспитатели, психолог, социальный педагог, старший воспитатель, заведующая, физкультурный руководитель, музыкальный руководитель, логопед, дефектолог (в коррекционных группах или в случае необходимости).
Предполагаемые формы взаимодействия с семьёй :
o Презентация дошкольного учреждения
o Педагогические ситуации
o Конференции с родителями
o Игровые тренинги
o Семейные презентации
o Семейные проекты
o Семейные газеты на темы: «Я и моя семья» «Мои достижения», «Звезда недели, «Коллаж интересов» и т. д. Массовые:
o Собрания-беседы на воспитательные темы
o Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье
o Тематические выставки «Профессии наших родителей» «Давайте познакомимся», «Наша улица»
o Информационные бюллетени, памятки, листовки
o Настольная тематическая информация
o Анкетирование
o Дискуссии
o И другие формы доступные для участников образовательного пространства на актуальные для них темы
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса.
2. Активизация интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений:
вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, тренингах, праздниках;
больше внимания уделяют социально-коммуникативному развитию Ребёнка;
выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и на уровне детского сада, на уровне района, города и т. д.
3. Обогащение семейного опыта взаимодействия членов семьи, что способствует сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников:
родители берут на себя ответственность за воспитание детей;
повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.
сохранение семейных ценностей и традиций. Увеличение количества обращений с вопросами к воспитателям, за индивидуальными консультации к специалистам, в «родительскую почту».
4. Рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
5. И,возможно главное, формирование у ребёнка уверенности, чувства комфорта, положительной самооценки, идентификации себя полноценным членом своей семьи.