Светлана Светлана
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В современном дошкольном образовании происходит перестроение всего воспитательно-образовательного процесса. Это отмена учебной деятельности, обновление планирования и интеграция образовательных областей, а также совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то на данный момент главное - качественный уровень, развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Главное отталкиваться от главного дидактического принципа – развивающее обучение и научное положение Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новым законом „Об образовании в РФ“» размещена в разделах
В своей статье мы хотели бы представить методические рекомендации к организации воспитательного процесса в подготовительной группе для детей 6-7 лет. Стоит обратить внимание, что на этом этапе завершается дошкольный возраст. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в данном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках реализации образовательных областей.
Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения (контингент детей, климат в регионе, длительность светового дня и т. п.). Примерный режим дня включает:
• режимные моменты (утренняя гимнастика, прием пищи и др.);
• игровая деятельность;
• организованная образовательная деятельность;
• прогулка;
• самостоятельная деятельность;
• совместная деятельность с воспитателем;
• чтение художественной литературы.
Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующим нормам СанПиН для детей 6-7 лет непосредственно образовательная деятельность не должна превышать 30 минут (СанПиН 2.4.1. 3049-13).
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на реализацию образовательных областей, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Большое внимание необходимо уделять самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.
Создание предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей. Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения предметно-развивающей среды.
Большое внимание в новых условиях работы следует уделить организации прогулки. По действующим нормам СанПиН для детей 6-7 лет предполагается проведение прогулки в течение 3-4 часа (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Для оптимальной организации прогулки необходимо разделить ее на следующие части:
• беседа, наблюдение;
• индивидуальная работа;
• подвижная игра;
• трудовые поручения;
• спортивные игры и общеразвивающие упражнения
Тематика прогулки должна соответствовать теме, которая проводится в образовательной деятельности.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игре отводится большее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Игровые ситуации, формы проведения занятий, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке.
«Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры" [5 с. 7].
Задачи игровой деятельности:
• развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр;
• развивать инициативу, организаторские способности;
• воспитывать умение действовать в команде.
Дети 6-7 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры). Задача педагога ненавязчиво контролировать игру и ее правила, вводить новые элементы, знакомить с новыми играми, разнообразить использование игр в течение дня.
Ребенок во время пребывания в дошкольном учреждении должен приобрести следующие интегративные качества:
• сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний;
• сформированные физические качества и потребность в двигательной активности;
• любознательность, активность, самостоятельность действий;
• эмоциональность, отзывчивость;
• общительность;
• воспитанность (умение вести себя в обществе, контролировать свое поведение).
Сформированность перечисленных выше качеств, позволит старшим дошкольникам более успешно и качественно подготовиться к обучению в школе.
В настоящее время педагогам предстоит большая творческая работа. Дошкольное воспитание должно выйти на более качественный уровень, выпускники должны обладать не только багажом знаний, умений, навыков, но и уметь их применять, искать новые, развивать полученные.
Список литературы:
1. Воспитание о обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада/ Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -М. : Мозаика-Ситез, 2006.
2. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ : СанПин 2.4.1. 3049-13.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014.-СПб. : Питер, 2014.