Юлия Васильева
Консультация для воспитателей «Оптимизация воспитательно-образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный процесс в ДОУ строится исходя из принципа комплексности и охватывает все основные направления развития ребенка: познавательное, эмоциональное, социально- нравственное. Особое внимание при этом обращается на совершенствование физического развития, что обеспечивает целостность и гармоничность каждой личности дошкольника. Развивающая среда в условиях ДОУ способствует стимулированию позитивных изменений личности ребенка, процессу раскрытия и самовыражения его способностей, для чего учебный процесс организовывается с учё том:
- вида дошкольного образовательного учреждения;
Публикация «Консультация для воспитателей „Оптимизация воспитательно-образовательного процесса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- квалификации педагогических кадров;
- контингентов детей;
- материально- технического оснащения;
- содержания образования и обучения;
- режима пребывания воспитанников в детском учреждении.
В структуре образовательного процесса присутствуют три составляющих блока, направленные на различные варианты организации деятельности детей:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная детско-взрослая деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
При этом педагоги предусматривают сбалансированное чередование всех этих составляющих.
Объем оптимальной нагрузки при организации образовательного процесса определяется не только конкретной учебно- воспитательной программой, но и основными медико-психологическими требованиями, предъявляемыми к процессу развития и обучения ребенка в ДОУ.
Устанавливая учебную нагрузку, мы руководствуемся СанПиН 2.4.1.1249-03 раздел 2.12 «Требования к организации режима дня и учебных занятий».
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет:
- для детей от 3 до 4 лет- 11 занятий;
- средней (от 4 до 5 лет)- 12;
- старшей (от 5 до 6 года жизни)- 15;
- подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет)- 17 занятий.
Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должны превышать двух. А в старшей и подготовительной- трех. Наиболее благоприятный и высокий уровень работоспособности у дошкольников отмечается с 9- 9.30 до 11- 11.30. Период врабатывания длится 3-5 мин, поэтому новый материал целесообразно давать после 5 мин. Занятия. Поскольку во второй половине дня отмечается подъём работоспособности, то третье занятие по возможности проводить во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. При этом их длительность не должна превышать 25- 30 мин. В середине занятия статического характера проводят физкультминутку.
Занятия по ознакомлению с трудным материалом следует проводить в середине недели с учетом динамики умственной работоспособности детей. Продолжительность такого занятия определяется в соответствии с функциональными возможностями организма ребенка. Исходя из этого продолжительность одного трудного учебного занятия составляет:
- в младшей группе- не более 10-15 мин;
- средней- до 20 мин;
- старшей-20-25 мин;
- подготовительной к школе группе-25- 30 мин.
Целесообразно использовать преимущество интегрированных занятий позволяющих гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности. При регулировании нагрузки следует учитывать индивидуальные особенности детей, а при организации работы отдавать предпочтение занятиям по подгруппам. Такой подход предупреждает возможные отрицательные влияния однообразных видов нагрузок в режиме дня на развитие и здоровье ребенка.
В общеразвивающих группах (от 6 до 7 лет) важно научить ребенка не только принимать и усваивать необходимую информацию, но и обеспечить ему безболезненный переход к обучению в школе. Для этого предлагается оправдавший себя тренирующий режим учебных занятий: три занятия в день по 20,25 и 30 мин. Перерывы между ними – не менее 10 мин.
Как известно, способность активного внимания у детей ограничены. Спустя некоторое время они начинают отвлекаться, появляется двигательное беспокойство. Кроме того, вынужденное неподвижное положение утомляет детей. В связи с этим, им необходимо устраивать физкультминутки на 1-2 мин: Дети делают 3-5 упражнений, усиливающих дыхательную деятельность, предупреждающих искривление позвоночника, устраняющих застойные явления в нижних конечностях. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз.