Елена Сальникова
Организация воспитательно-образовательного процесса в проведении тематического Дня вежливости в группе детей от 4 до 5 лет
«Организация воспитательно - образовательного процесса в проведение тематического дня в группе от 4 до 5 лет»
Тематический день, посвященный «Дню вежливости»
Прием детей.
Ежедневный утренний прием детей можно начинать с опроса родителей о состоянии здоровья детей. Для этого рекомендуется спросить о том, какое сегодня у ребенка настроение. И если малыш капризничает или несговорчив, можно предложить ему посмотреть на игрушку, которая пришла его встречать.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в проведении тематического Дня вежливости в группе детей от 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Прием детей начинается с 7 часов и до 8 часов. Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель приходит в детский сад заблаговременно. Подготовить весь материал – игры, картины и т. д.
Прием детей проводится в помещении.
«Доброе утро».
Цель: способствование повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе.
Игровая деятельность. Трудовая деятельность. Индивидуальная работа с отдельными детьми
Дидактическая игра «Вежливые слова».
Цель: создать условия для умения детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость - это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т. д.
Организовать с детьми беседу «Кто и зачем придумал правила поведения»
Задачи: закрепить с детьми представления о правилах поведения в гостях, общественных местах; развивать диалогическую речь, умение строить суждение.
Поиграть с детьми в подвижную игру «Кто больше знает вежливых слов»
Задачи: Поупражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при приеме мяча от воспитателя.
Описание: Воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до педагога.
Предложить детям настольно-печатные игры. Например:
«Правила этикета»
Задачи:
- Формирование культуры поведения и общения детей
- знакомство с правилами этикета,
- формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,
- развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,
- воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе,
- способствовать развитию речи: говорить правильно, точно и красиво, обогащать словарный запас,
- развивать внимание и память.
Дежурство в уголке природы: полив цветов.
Задачи: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Познавательный рассказ «За что мы говорим спасибо растениям».
Задачи: учить детей наблюдать за растениями, замечать, какие изменения происходят с ними от сезона к сезону. Совершенствовать трудовые навыки, необходимые для ухода за растениями. Рассказать детям о том, какую пользу приносят человеку растения.
Утренняя гимнастика
«Физкульт-ура!»
I.вводная часть.
Построение шеренгу по одному. Поворот переступанием на право. Ходьба обычная в чередовании с ходьбой, корригирующей: с высоким подниманием колен, руки пред собой согнуты в когтях, приставным шагом правым боком. Легкий бег. Ходьба, с восстановлением дыхания. Ходьба с перестроением в круг.
II.ОРУ основная часть с мячами.
«мяч вперед»
И. П. о. с. Мяч в руках перед собой.
1. наклон вперед, покрутить мяч.
2. вернуться в и. п.
«положи мяч подальше»
И. П. сидя ноги широко расставлены.
1. наклониться положить мяч.
2. вернуться в и. п.
3-4. наклониться взять мяч.
«приседания»
И. П. у. с. руки с мячом опущены вниз.
1. присесть, руки вперед.
2. вернуться в и. п.
«подними мяч повыше»
И. П. лежа на животе, руки с мячом у груди.
1. приподняться прямые руки вверх, прогнуться.
2. вернуться в и. п.
«прыжки на месте»
ИП. Стоя перед мячом, руки на пояс.
1-10. прыжки на носках, в чередовании с ходьбой.
III. Заключительная часть.
Ходьба обычная с выполнением задания для рук с мячом: руки вверх, прогнуться назад на каждый шаг, с поворотами туловища в стороны.
Здоровье в порядке, спасибо зарядки!
Организация умывания постепенно, небольшими группами. Перед тем, как дети пойдут умываться, объяснить им (напомнить, уточнить) правила поведения. Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук тоже над раковиной. Поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2—3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, давать оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место. Использовать потешки. Например:
«Умывалочка»
Кран откройся, (Правой рукой показать, как открыть кран.)
Нос умойся, (Указательными пальцами массировать крылья носа.)
Мойтесь сразу оба глаза. (Указательными пальцами массировать веки.)
Мойтесь ушки, (Ладошками массировать уши.)
Мойся шейка. (Поглаживание шеи сверху вниз ладошками.)
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся. (Ладошками массируют щеки.)
Грязь смывайся, (Трут ладошку об ладошку.)
Грязь смывайся.
В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина, цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).
Подготовка к завтраку, завтрак
Дежурство по столовой
Задачи: Учить детей сервировать стол к детскому празднику, использовать различные элементы декора, создающие праздничное настроение. Развивать эстетический вкус, фантазию.
Если есть необходимость провести беседу на тему «В каше - сила наша»
Задачи: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте. Научить получать теоретические знания и использовать их на практике. Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья. Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать им о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу. Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки еды.
Подготовка к занятиям, занятия
Перед занятием имеет смысл провести с детьми игру средней подвижности - на ловкость или координацию. Например:
«Магазин», «В гостях».
Задачи: Расширить содержание игровых сюжетов сюжетно-ролевых игр; по практиковать детей в вежливом поведении в конкретных ситуациях.
Конспект занятия по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.
Программное содержание:
Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев.
Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Использовать в речи слова-антонимы.
Развивать внимание, мышление, память, связную речь.
Воспитывать нравственно-этические чувства в общении: в быту, играх.
Индивидуальная работа.
Предварительная работа:
В повседневном общении обращать внимание детей на их поступки, оценивать их.
Ход занятия
Воспитатель : Дети, сегодня хорошая погода?
Дети: Да.
Воспитатель : Почему?
Дети: Солнце светит ярко, тепло на улице и мы пойдем гулять.
Воспитатель : А когда плохая погода, это какая?
Дети: Дождливая, хмурая, холодная, когда нельзя гулять.
Воспитатель : А когда я вас хвалю, это хорошо?
Дети: Да.
Воспитатель : А когда ругаю?
Дети: Плохо.
Воспитатель : Да всем плохо, когда вы что-то делаете плохое, а я вас ругаю – мне тоже плохо. А всегда ли мы знаем, что такое хорошо, а что такое плохо, как вы думаете?
Дети пытаются объяснить.
Воспитатель : Вот один мальчик тоже не знал и спросил об этом отца. Я прочитаю вам об этом разговоре стихи В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Педагог читает выразительно.
Воспитатель : Вам понравился разговор отца с сыном?
Дети: Да.
Воспитатель : Папа все понятно объяснил сыну?
Дети: Да.
Воспитатель : Что решил сын?
Дети отвечают хором и индивидуально.
Воспитатель : Давайте вспомним плохие поступки детей.
Дети припоминают, педагог подсказывает, зачитывает отдельные фрагменты о драчунах, трусах и неряхах.
Воспитатель : А сейчас давайте вспомним хорошие поступки мальчика.
Дети: Добрый, смелый, аккуратный, читает книги.
Педагог по своему выбору зачитывает фрагменты.
В конце дети хором повторяют: «Будем делать хорошо и не будем плохо».
Воспитатель : Молодцы! А теперь поиграем. Выходите в круг.
«Ловишки из круга». Дети считалкой выбирают ловишку. Говорят слова: Мы хорошие ребята, любим бегать и играть – ну, попробуй нас поймать». Разбегаются, а ловишка их ловит. Пойманный ребенок выходит из игры. Педагог обращает внимание детей на то, как они дружно играли и не обижались, выходя из игры.
Воспитатель : Это очень хорошо! Молодцы!
Подготовка к прогулке, прогулка.
Расставлять игрушки.
Задачи: Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться
Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Продолжать приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем, как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить правила поведения в раздевальной комнате. Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок сел рядом со своим шкафчиком (на банкетку или стул, следить, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания.
Самообслуживание в процессе одевания.
Задачи: Учить наводить порядок в своем шкафу. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам, самостоятельность.
Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Воспитывать у детей культуру общения. Напоминать о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините».
По мере того, как большинство детей оденутся, нужно выводить их на прогулку. Перед выходом обратить внимание детей на их внешний вид.
В план воспитательной работы можно включить и образовательные задачи. В процессе одевания поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названия одежды, ее назначения, названия отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, манжет, пуговицы, завязывать назад - вперед, левый-правый сапог, ботинок).
Прогулка.
Наблюдение за березой
Цели:
Расширение представления о дереве;
Формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
Воспитать желание защищать и оберегать природу.
Ход наблюдения
Подвести детей к березе.
На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены.
В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.
Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек.
Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. (Береза).
Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол: толстый, белого цвета, гладкий – погладить, с черными опалинами, которые шероховатые - погладит. Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, т. к. очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.
Трудовая деятельность
Расчистка территории от снега.
Цели: Учить пользоваться лопаткой, носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий;
Доводить начатое дело до конца.
Трудовые поручения: кормление птиц на групповом участке.
Задачи: учить детей выбирать корм в соответствии с тем, какие птицы прилетают к кормушке, аккуратно насыпать корм. Учить детей проявлять на деле любовь к птицам. Обсудить с детьми, за что можно сказать «спасибо» нашим пернатым друзьям.
Подвижные игры:
Зимняя забава «Берегись, заморожу».
Цель: Развитие ловкости.
Ход игры: Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», - говорит воспитатель. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «домике».
«Мы — веселые ребята».
Цели: Учить внимательно слушать команду воспитателя;
Развивать внимание, следить за правильностью выполнения заданий.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» : сюжет «Веселая семья»
Задачи: Предложить детям обыграть различные ситуации, выступать в роли родителей, бабушек и дедушек, малышей, учить действовать в соответствии с сюжетом. Развивать чувство юмора, обогащать социальный опыт детей, расширять представления о моделях поведения в стандартных ситуациях семейно-бытовой сфере.
Беседа «Почему мы любим порядок»
Задачи: Предложить детям осмотреть участок, повесить значки с изображением улыбающегося человечка в местах, где уже наведен порядок, а изображением печального человечка отметить места, где необходимо выполнить уборку, где нарушены правила поведения в природе. Обсудить с ребятами, почему человека огорчает непорядок.
Выносной материал
Лопатки, венички, носилки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.
Подготовка к обеду, обед
Проведение беседы на тему «В чём польза супа?», «Что нужно для приготовления вкусного супа?»
Задачи: Расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила; Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
Ситуация общения «За столом».
Задачи: формировать культуру поведения за столом. Учить детей использовать вежливые слова и выражения за столом, помогать друг другу, передавать необходимые предметы. Во время обеда создавать спокойную обстановку.
Дежурство по столовой.
Задачи: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Проследить, что бы дети прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.
Подготовка к дневному сну, дневной сон
В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины, дисциплинированности. Создавать спокойную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положи тельное отношение ко сну. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у них бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, что бы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, при этом использовать приемы одобрения, похвалы, замечания. Помочь детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Предложить детям проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным.
Перед сном можно провести литературную минутку или музыкальную минутку.
Гимнастика после дневного сна.
I. В кроватках
1. «Греем ручки»
И. п. – лёжа, руки вдоль туловища, повороты кистей рук;
2. «Солнышко»
И. п. – сидя на пятках.
Руки через стороны поднять вверх, «посмотреть на солнышко».
Руки через стороны опустить вниз, вернуться в и. п.
3. «Большие и маленькие ножки»
И. п. – сидя, упор руками сзади.
Согнуть ноги в коленях, обхватить колени руками (маленькие ножки, вернуться в и. п. (большие ноги).
II. Возле кроваток
«Кролик»
Скок – поскок, скок – поскок
Кролик прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьет,
На разминку всех зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок
На носочках скок, скок, скок.
III. Дыхательное упражнение «Часики».
И. п. - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «Тик-так» (10-12 раз).
IV. Ходьба по дорожке «Здоровья»
( коррекционная дорожка: резиновые коврики, пуговицы).
Закаливание:
Оздоровительные прогулки, ежедневно.
Умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук
Полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температуры (прохладной).
Воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре
Ходьба босиком в обычных условиях и по ребристым дорожкам после сна, на занятиях физкультурой (время увеличивается постепенно)
Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:
В. Осеева «Волшебное слово», Русская народная сказка «Как аукнется, так и откликнется».
Задачи: Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.
Игра-драматизация по сказке С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке».
Задачи: Предложить детям подготовить представление для младших дошкольников. Учить использовать вежливые слова в разных ситуациях. Формировать умение передавать действия, настроение, характер персонажей, подбирать вежливые слова и выражения в соответствии с игровой ситуацией.
Игры
«Игры с телефоном» (Игры по методике телефонного разговора)
Задачи: Научить вежливо разговаривать по телефону, расширить социальный опыт детей, развивать диалогическое общение.
Описание игры. Педагог вносит телефонный аппарат, предлагает детям позвонить, затем включает диалог в сюжетно-ролевую игру.
Игра «Вежливо - невежливо»
Описание: Дети поднимают в ответ двуцветный кружок: вежливо- зеленой стороной, невежливо- красной стороной.
1. Поздороваться при встрече…
2. Толкнуть и не извиниться…
3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
4. Не встать, обращаясь к учителю…
5. Взять билет в трамвае… и т. д.
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо – плохо».
Задачи: Развивать внимание, усидчивость; научить ясно выражать свою мысль, оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Описание: В течении дня педагог неоднократно создает искусственные ситуации, в которых дети должны показать свои знания о правилах поведения.
Прогулка
Наблюдение за трудом дворника.
Коммуникативное упражнение «Спасибо за труд».
Задачи: расширять представления детей об инструментах и трудовом инвентаре, уточнить названия инструментов, которыми пользуется дворник. Предложить детям сказать спасибо дворнику, обязательно пояснив, за что, оказать ему посильную помощь.
Самостоятельная игровая деятельность.
Задачи: учить детей выбирать игру по интересам, взаимодействовать со сверстниками. Формировать умение осуществлять самоконтроль за сохранением осанки во время игр.
Работа с родителями
Подготовить памятки для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка»
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя :
Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;
Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказания;
Не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
Предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;
Предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;
Уважаете достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др. ;
Не забываете сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» и т. д., тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;
Часто используете похвалу;
Правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. М., 2004.
2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1986. -96с.
3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2011. -80с.
4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. стр
5.https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/minutki-vkhozhdeniya-v-den