Галина Фролова
Организация образовательного процесса в ДОУ по ознакомлению детей старшего возраста с трудом взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательного процесса в ДОУ по ознакомлению детей старшего возраста с трудом взрослых.
Фролова Галина Александровна
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40 комбинированного вида» Ленинск-Кузнецкого городского округа
"Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…"
Публикация «Организация образовательного процесса в ДОУ по ознакомлению детей старшего возраста с трудом взрослых» размещена в разделах
Логинова В. И.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает дошкольный период жизни.
В ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделено направление, определяющее формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Перед педагогами ДОУ поставлены задачи:
* формировать у детей представления о профессиях, роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека;
* воспитывать уважение и благодарность к людям, создающим своим трудом разнообразные материальные и культурные ценности, необходимые современному человеку для жизни.
Для того чтобы приобщить детей к труду педагоги нашего ДОУ создали необходимые условия для социализации, развития у детей чувства сопричастности с миром взрослых, их трудовой деятельности. В каждой группе имеются игровые уголки «Магазин», «Салон красоты», «Больница», «Автомастерская». Имеется подборка литературных произведений о труде взрослых, дидактические игры, настольно-печатные игры, картинный материал, игрушки, предметы быта и многое другое.
Педагоги, прежде всего, стремятся развить у детей любознательность, интерес к различным профессиям, востребованным в нашем городе. Для этого они широко используют такие методы как беседа о профессии, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций о профессиях взрослых в прошлом и настоящем времени, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения трудовых действий людей разных профессий.
Проводя экскурсии по детскому саду, воспитатели знакомят детей с профессией заведующего ДОУ, завхоза, старшего воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога, старшей медсестры повара, машиниста по стирке белья. Во время целевой прогулки по улице, дети знакомятся с профессиями дворника, водителя автомобиля, строителя. Посещая выставочный зал, музей дошкольники знакомятся с профессиями директора, художника, экскурсовода. В магазине, парикмахерской, на почте дети приобретают знания о профессиях продавца, кассира, парикмахера, почтальона. Во время экскурсии в школу, на совместном уроке с первоклассниками дети осознают роль учителя.
Разнообразие методов и приемов, эффективность их применения позволяет педагогам привлечь интерес и внимание детей к профессиям взрослых, к посильному собственному труду, повысить их эмоциональную активность.
Полученные знания о людях разных профессий, их трудовых действиях, дети применяют в сюжетно-ролевых играх, включая реальные трудовые процессы в игровой сюжет.
Готовя детей к играм-путешествиям, педагоги учат детей создавать детские мини-проекты такие как: «Путешествие в космические дали», «Путешествие в прошлое города», и др. В этих играх дети закрепляют свои знания и умения выполнять соответствующие трудовые действия людей разных профессий: врача, повара, корреспондента, телеоператора, космонавта, проявляя при этом личное творчество.
Организовывая с детьми подобные игры, педагоги незаметно создают такие образовательные ситуации, которые позволяют детям накапливать опыт безопасного и экономически целесообразного поведения.
Педагоги помогают детям расширить представления об обмене ценностями в процессе производства и потребления, уточняют роль денег в сфере обмена товарами и услугами. Играя в игры «Торговый центр», «Салон красоты», «Кафе» дети оперируют деньгами и довольно быстро учатся различать их достоинство. Такие игры так же предоставляют детям возможность закрепления счётно-вычислительных навыков.
В играх дети учатся и культуре потребления: бережному отношению к продуктам питания, игрушкам, одежде и обуви, воде, электричеству, жилищу.
Применяя интеграцию образовательных областей, педагоги дают детям знания не только о многообразии профессий, но и подводят детей к осознанию значимости той или иной профессии, личностных качеств, которые нужны людям, чтобы быть успешными в профессии. Например: пожарные, лётчики, полицейские, шахтёры, сталевары – люди отважной профессии. Они должны уметь быстро принимать решения. Продавцы, парикмахеры, повара – внимательные, вежливые люди. Они должны честно обслуживать покупателей. Менеджеры – хорошие организаторы. Они должны обладать деловыми качествами. Учителя – грамотные, эрудированные, интеллигентные, ответственные, внимательные люди. Они должны качественно обучать школьников и пр.
Педагоги объясняют детям значимость образования при выборе профессии. Старшие дети знают, что необходимо хорошо учиться в школе, чтобы поступить в специальное учебное заведение: колледж, институт для получения образования по профессии.
Применяя интеграцию образовательных областей, педагоги не только расширяют у дошкольников представления о мире взрослых, их трудовой деятельности, но и развивают речь детей, формируют основы сенсорной культуры, включают детей в систему социальных отношений. Это позволяет обеспечить целостность педагогического процесса, ориентированного на становление в будущем реальной картины современного мира и способности выстраивать отношения с людьми, решать жизненные проблемы, делая осознанный нравственный выбор на основе осознания осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в самостоятельной трудовой деятельности жизненного опыта.