Лариса Ахременко
Организация театрализованной деятельности по прочитанным произведениям
▼ Скачать + Заказать документы
Организация театрализованной деятельности по прочитанным произведениям
Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка
Публикация «Организация театрализованной деятельности по прочитанным произведениям» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев.
В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости
Читая детям художественные произведения, мы используем разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность. Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дети с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.
Среди театрализованных игр особое место занимает игра-драматизация. Это своеобразный вид игровой деятельности, источником для которой служат литературные произведения. Игра-драматизация деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков. Игра – дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Участие в игре, которая имеет коллективный характер, и создает условия для развития чувства партнерства, а так же является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованная игровая деятельность – это действия заданные художественным произведением. В ней осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Пиктограммы помогают в развитии разнообразных выразительных средств.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, или их заместители. А ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый) и т. д. В этих играх ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме.
Одним из важных направлений в развитии ребёнка в театрализованной деятельности является создание условий. Для этого должен быть оборудован в группе центр театрализованной деятельности, где будет сосредоточен весь наработанный материал, а также ширмы для показа театров. Должны иметься различные виды театров; элементы костюмов, декораций; дидактические игры; оформлена подборка иллюстрированных книг: сказки, стихи, рассказы, а также шапочки для театрализованных игр
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время ведется работа над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки.
Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом изображать прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). Далее поинтересоваться, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предложить разыграть его в театрализованной деятельности.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.
Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью и проводится следующим образом:
1) кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т. п., и вновь выразительно читать литературное произведение;
2) проанализировать события, которые описаны в произведении. Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль;
3) после распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т. п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.
4) подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок – веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т. п.).
Работу маленького актера над собой я рекомендую осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия, которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.
1. Упражнения на напряжения мышц:
рубить дрова;
волочить тяжелый ящик;
нести очень тяжелый чемодан;
дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т. п.
2. Упражнение на расслабление мышц:
заснуть на стуле;
сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т. п
3. Упражнения на развитие воображения:
передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;
передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;
передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать оттуда что- либо воображаемое и обыгрывать это.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями воспитанников. Надо стремиться достичь таких отношений, когда мамы и папы
небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации их художественно-речевой деятельности.
Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. В уголок для родителей помещается список детской литературы для домашнего чтения детям. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
А изготовление поделок, игрушек детьми, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной, повышает мотивацию к дальнейшей творческой художественно-театральной деятельности.
Уважаемые педагоги!
Из литературы вы знаете, что организация художественно-театральной деятельности не только благотворно влияет на формирование творческой личности, но и объединяет взрослых и детей в совместной увлекательной деятельности. Читайте детям художественные произведения и инсценируйте их вместе с ними. Творческих вам успехов!