Нина Терешонок
Методическая разработка из опыта работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении нужно с момента прихода детей в ясельную или I младшую группу. Свою работу провожу с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Знакомлю детей с домашними птицами и их детёнышами на примере «петушиной семьи», с их строением, повадками, что они живут во дворе и приносят нам пользу, они несут яйца, которые любят наши ребята.
Уточняю, как называются маленькие желтенькие комочки? –цыплята, они скоро вырастут и будут настоящими курицами и петухами.
Публикация «Методическая разработка из опыта работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Даю детям представления о том, что мы должны ухаживать за домашними птицами, кормить их, наливать им водички; что у них должен быть свой домик – курятник.
Объясняю детям, что кроме домашних птиц с человеком рядом живут домашние животные: корова, лошадь, собачка, кот. Все домашние животные приносят нам пользу: коровка даёт молочко, очень питательное и полезное для детей, собачка – охраняет наш дом от воров, котик – ловит мышей.
Знакомлю детей с их строением, характерными особенностями, чем они питаются, где живут. Например, у собачки есть домик – будка, ещё её называют конурой.
Кошечка живёт дома с котятами. Днём они гуляют по улице, а вечером ложатся спать в корзину рядом с мамой-кошкой.
Мы несём ответственность за тех, кого приручили и тоже должны ухаживать за ними.
Учу детей называть правильно животных и их детёнышей, как они разговаривают:
-
Кроме домашних животных, знакомлю детей с дикими животными, которые живут вдалеке от дома, в лесу. Даю детям первоначальные представления о лесе, его обитателях: зайцах, волке, белке, лисе, медведе, их характерных особенностях, повадках.
Лес – это место, где растёт много разных деревьев, в лесу живёт заяц. Зимой он ест веточки деревьев, грызёт кору деревьев. Заяц зимой белого цвета, летом он серый; норы он не имеет, прячется и спит в снегу, под ё лками: белого зайца в белом снегу совсем не видно; волк тоже живёт в лесу, он серого цвета, норы тоже не имеет, охотится за зайцами и другими животными. Заяц боится волка и убегает от него.
У зайца длинные уши и ноги, он очень быстро бегает:
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
У волка есть пасть с острыми зубами, он рыщет по лесу и ищет зайчат.
Ещё в лесу живёт рыжая красавица – лиса. Она живёт в норке и тоже охотится за зайцами.
Ещё в лесу обитает медведь. Он большой, бурый. Всю зиму медведь спит в берлоге, под снегом. Летом питается мёдом, малиной.
На деревьях живёт пушистый, юркий зверёк с большим пушистым хвостом – рыжая белочка.
Она живёт в дупле, запасается на зиму орешками и грибами.
Почти все занятия по ознакомлению с дикими животными провожу в группе, используя игрушечных животных, фланелеграф, панно.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики животного объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта). Формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условия.
Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут, растению на окне нужна вода, березке на участке – вода, воробушкам зимой – крошки хлеба.
Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных народных сказок, которые знакомы малышам, они с удовольствием их слушают обыгрывают.
Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно – игрушечные» представления о природе, домашних животных и диких.
Задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.
Важное место в технологии занимает игра- несложная, сюжетная, или подвижная с имитацией движений животных, со звукоподражанием им. Так же нужно использовать стихи, сюжеты которых обыгрываются детьми.
Придя в детский сад малыши трудно «отрываются» от дома, от самых близких людей. И я стараюсь создать максимально теплую обстановку, окружить их лаской, заботой, вниманием.
С помощью красивой игрушки стараюсь отвлечь детей или с помощью общения с объектами природы.
Постепенно начинаем наблюдать за осенними явлениями природы: погодой, состоянием растительного мира и его изменениями.
В своей работе использую набор карточек с изображениями явлений неживой природы и различного состояние березы, растущей на участке, карточную куклу с одеждой для разной погоды.
Провожу наблюдение где быстрая распускаются листочки и почему. Конечно же в группе, ведь у нас тепло и светло, вначале появляются почки, а затем зеленые листочки.
Во время прогулки отыскиваю первые цветочки мать – и – мачехи. Спрашиваю у детей, какого они цвета, ласково разговариваю с цветами, предлагаю детям поздороваться с ними. Они самые смелые, первыми появились из под снега.
«Мы скажем цветам хорошие слова, ведь они радуют нас. Но цветы ответить нам не могут – они не люди, говорить не умеют».
Солнышко с каждым днем светит все ярче, снег быстро тает, бегут ручьи, снег грязный и вода в ручьях тоже грязная, её могут пить растения и деревья, но не люди.
Из оставшегося снега лепим снеговика, и наблюдаем, что с ним происходит.
Предлагаю детям на занятиях изобразительной деятельности нарисовать «Одуванчики в траве».
Во время приема детей на участке предлагаю послушать новое пение птиц, это поет красиво соловей. Беседую с детьми о том, что прилетели перелетные птицы, можно в траве увидеть божью коровку, летают бабочки.
Природа словно ожила.
Обращаю так же внимание ребят на нашу белоствольную красавицу. Сравниваем с нарядом осенним и сейчас. На березе маленькие. Ярко-зеленые клейкие листочки, легко качаются на ветру. Исполняем с детьми хоровод «Березка» сл. А. Майленой, муз. Рустамовой.
Расширяю знание детей о растениях, формирую бережное отношение к ним, а так же формирую трудовые навыки.
Уточняю с детьми представления о репчатом луке, как овощей. Из которого можно вырастить зеленый лучек, полезный для здоровья.
Учу детей сажать лук в землю и воду, сообщаю детям, что для роста зелени, необходима луку вода и земля.
Зарисовываем с детьми лук в банке. Проводим наблюдение за луком от начала всходов до зрелости зелени. Так же высаживает лук на грядке и наблюдаем за ним, пропалываем его и поливаем. Лучок на грядке растет быстро, потому что ярко светит солнышко, тепло и мы поливаем его водой.
Формирую у детей понятие о том, для жизни земле необходимо тепло – солнышко, знакомлю со свойствами воды. Вода нагревается на солнышке. Становиться теплой. Водой поливают растения, что бы лучше росли. Воду пьют птицы из лужи, животные, чистой, теплой водой мы моем посуду, игрушки. Вода – друг человека, она ему помогает во всем;
Воду нужно беречь, экономить, следить чтобы она зря не утекала, закрывать кран, если она не нужна. Вода прозрачная, добавив в неё краситель мА можем увидеть воду разного цвета.
Вода бывает холодная и теплая.
Холодная вода – освежает, бодрит;
Теплая – согревает, ласкает.
Провожу наблюдения во время гигиенических процедур, обращаю внимание на розовые щечки, чистые руки, гладкую кожу.
-Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтобы блестели,
Чтоб смеялся роток, да кусался зубок.
На прогулке провожу эксперименты с песком.
Сухой песок хорошо рассыпается. Из влажного песка хорошо лепить куличики. Когда идет дождь, песок мокрый.
После мокрого песка руки нужно мыть, а сухой песок, легко отряхивается. Если наступить на влажный песок, остается след. На влажном песке можно рисовать, чего не сделаешь на сухом песке.
Летом подолгу гуляем с детьми на улице. Наблюдаем с ними за различными явлениями природы на участке: цветущие растения, крупные насекомые, птицы.
Учу различать и правильно называть разные объекты. Так же наблюдаем с малышами за старшими детьми, если те работают огороде, на цветниках, стараемся оказывать им посильную помощь.
Организовываю подвижные игры, сюжетные игры с игрушками, которые проводились на занятиях по экологии в течении года – это дает возможность уточнить и закрепить знания малышей об овощах, фруктах, домашних и диких животных.