Получи документы

Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию

Татьяна Падий
Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 24 МО Кореновский район

Тема:

«Трудовое воспитание в развитии детей дошкольного возраста»

Автор:

воспитатель подготовительной группы «А»

Падий Татьяна Владимировна

стаж работы — 21 год

образование — высшее

«Научить человека быть счастливым – нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

Публикация «Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию» размещена в разделах

А. С. Макаренко

Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.

Актуальность

Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.

На это есть несколько причин:

• Трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения.

• В то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей. Из анкетирования родителей «Ваше отношение к трудовому воспитанию» видно, что всего 49 % родителей приобщают своего ребенка к труду с раннего детства, остальные считают, что это необязательно.

• Немаловажным фактором неэффективности работы воспитателей в данном направлении является небольшое число пособий, выпускаемое в настоящее время по этой теме. Тем самым педагоги не всегда имеют возможность познакомиться с рекомендациями по организации трудового воспитания.

Ведущей педагогической идеей опыта является следующее:

• Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть своего ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с уважением относятся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

Поэтому актуальность моего опыта выражается в острой необходимости воспитания трудолюбия в детях, начиная с младшего дошкольного возраста.

Основными компонентами системы являются:

• Учет особенностей возрастного развития дошкольника;

• Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе приобщение детей к трудовой деятельности;

• Использование разнообразных видов трудовой деятельности дошкольников, направленных на привитие детям трудовых навыков и умений.

Начала работу по данной проблеме с младшего возраста, поставив перед собой ряд задач:

1. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, направленных на желание детей и из родителей принимать активное участие в трудовой деятельности, включающих:

• Обеспечение физической нагрузки при выполнении трудовых поручений;

• Использование инновационных технологий, в том числе инновационных.

1. Включение дошкольников в осознанную деятельность по формированию у них навыков и умений трудиться.

Планирование работы осуществлялось исходя из поставленных задач:

I. Этап – Констатирующий (изучение нормативно-правовых основ научной и методической литературы по вопросам трудового воспитания дошкольников, анализ состояния трудовой деятельности дошкольников и отношения родителей к трудовому воспитанию).

II. Этап – Формирующий (постановка цели, задач, определения алгоритма деятельности).

III. Этап – Заключительный (анализ результатов деятельности, распространение передового педагогического опыта в районе).

Эффективные формы работы с детьми:

• проблемное обучение.

• игровые и образовательные ситуации,

• использование моделей и схем в ходе трудового процесса.

Я целенаправленно знакомлю детей, прежде всего, с простейшими трудовыми процессами. Для меня важно:

• обеспечить целостное восприятие ребенком простейших трудовых процессов по созданию предметов (мотив и цель труда, материал, действия и результат труда).

• помочь увидеть направленность результатов труда в конкретных трудовых процессах.

• воспитывать бережное отношение к предметам, игрушкам, как результатом труда взрослых, добрые чувства к близким людям, создающим эти предметы.

• побуждать детей отражать полученные впечатления в играх.

Модель развития трудовой деятельности детей

дошкольного возраста.

Трудовая

деятельность Расширение и уточнение знаний о трудовых процессах, усовершенствование трудовых умений (от постановки цели до получения результата)

Игра Накопление и реализация имеющихся знаний, умений и усовершенствование приобретенных навыков трудовых действий.

Простейшие трудовые действия Расширение и применение полученных знаний, приобретение первичных навыков трудовых действий.

А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Для рациональной организации трудовой деятельности мы сшили фартуки для хозяйственно-бытового труда и для дежурства по столовой, в группу приобрели небольшие тазики для стирки кукольного белья и игрушек. Все оборудование находится в специально отведенном месте, мы назвали его “Трудовичок”.

Хозяйственно - бытовой труд, разнообразен по своему содержанию. Это труд, как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда:

• наведение порядка в группе,

• раздевальной,

• умывальной и

• спальной комнатах.

Наиболее успешные формы работы:

• поручения,

• дежурства,

• коллективный труд.

Кроме того, здесь важно научить пользоваться по назначению предметы-помощники. Один из распространенных видов хозяйственно-бытового труда на участке:

• наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметание пола веником,

• зимой - очищаем от снега лопатами;

• осенью уборка листьев;

• летом - перекопка песка.

Ручной труд – как один из видов занимает особое место в моей работе. В процессе ручного труда, дети освоили навыки работы, бережно относятся к материалам, предметам труда. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь, большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и в вечерние.

Работа с родителями.

Важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания. Воспитатели должны хорошо знать, как организована трудовая деятельность их воспитанников в семье, оказывать родителям необходимую помощь. Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

Эффективные формы работы с родителями:

• Совместные выставки поделок детей и родителей по сезонам:

«Что нам осень принесла»

«Мастерская Деда Мороза»

«Мамины умелые ручки»

«Святой день Пасхи» и др.

• Родительские собрания «Трудовое воспитание в ДОУ и семье», «Это великое – я сам!»

• Консультации «Воспитание трудолюбия в семье».

• Оформление фотовыставки «Мамины помощники».

• Анкетирование родителей

• Совместное составление рассказов о труде, оформление книжек-малышек.

• Проведение совместных субботников

• Дни открытых дверей.

При общении с ребенком содействие взрослого выполнять функцию коммуникации и руководства. Оно выражается не только в показе действия с предметом в приучении к нормативности и регулярности жизни, но и в постоянстве оценочных воздействий на ребенка:

• Мимика,

• интонация,

• взгляд,

• жест,

• слова, выражающие одобрение, ласку, шутку, недовольство, возмущение взрослого.

Все это является компонентами совместного действия.

Ребенок старается справиться с трудностями, поэтому, так необходимо поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе. Будет способствовать лучшему выполнению работы.

Я провела конференцию для пап “Мой папа трудится лучше всех”, где обратилась к папам с просьбой благоустроить игровой участок. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, покрышки от автомобилей.

Когда в детском саду был день открытых дверей, я показывала родителям открытое занятие: “Не боимся мы трудиться”. Дети с желанием в утренний период времени сервировали столы, ухаживали за комнатными растениями, кормили рыбок. Во вторую половину дня с подгруппой детей я провела занятие “Бабушкин огород”. Дети с желанием посадили лук, горох.

С целью определения положения ребенка в группе, его активности от характера семейных взаимоотношений было проведено анкетирование родителей. Анкета для родителей Вы и ваш ребенок.

Результаты анкетирования родителей позволили сделать следующий вывод: чем спокойнее и дружелюбнее характер семейной атмосферы, тем благоприятнее положение ребенка в группе, выше его активность в труде. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых.

Подводя итоги своей работы, хочу сказать что:

• В процессе труда у детей совершенствуются навыки и умения, развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, формируются нравственные качества: трудолюбие, начальные формы ответственности, чувство долга.

• Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.

• В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом товарищами, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения.

Дети и дальше продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моем участии.

Публикации по теме:

Анализ форм организационно-методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 226 Анализ форм организационно - методического сопровождения.

Моё портфолиоМоё портфолио Леонтьева Елена Владимировна. место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лаишевский детский сад "Радуга".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 23:19
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы с детьми по трудовому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Падий в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД