Приложение МААМ

Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми и родителями

Елена Титова
Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми и родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, в том числе музыкальных.

Для того чтобы говорить о системе музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с задачами музыкального воспитания ребенка.

Публикация «Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми и родителями» размещена в разделах

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.

Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, что является основной задачей музыкального воспитания наряду с

развитием музыкальных и творческих способностей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

формированием начал музыкальной культуры, как составляющей общей духовной культуры;

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Таким образом, система музыкального воспитания в ДОУ включает в себя следующие направления деятельности педагогического коллектива:

Организация предметно-развивающей среды: наличие музыкального зала, уголков музыки в группах с необходимым набором практического и дидактического материала

Программно-методическое обеспечение: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, программа «Радуга» Т. Н. Дороновой, программа «Ладушки», авторы: И. Каплунова и И. Новоскольцева. Последняя из названных программ является оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В этой программе в занятиях выделен особо раздел развития чувства ритма. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме, игры проводятся постоянно и неоднократно повторяются. К концу учебного года дети способны чувствовать и понимать ритм. Развитие чувства ритма происходит посредством движения.

Работа с детьми

• Взаимодействие с семьями воспитанников

• Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Работа с социумом

Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

Для успешного достижения данной цели нами используются различные формы работы с детьми :

• Аналитико-прогностические (наблюдения, опросы, определение уровня развития музыкальных способностей)

• Занятия.

Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий решаются важнейшие задачи в развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий.

В содержании занятий должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности : пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

1. Структура традиционного занятия не позволяет в равной степени решить все поставленные задачи по всем видам музыкальной деятельности. Кроме того, этот тип занятия при постоянном применении снижает интерес детей, активность на занятии, тормозит самостоятельность и творчество, делает процесс обучения стереотипным, что недопустимо.

Но использование в работе с детьми традиционных занятий оправдано. Они обусловливают систематичность в обучения, позволяет в определенной пропорции развивать отдельные способности детей.

2. Анализ монотематических («радужных») занятий с точки зрения их эффективности показал, что их применение ведет к коррекции отставаний в различных видах музыкальной деятельности. На таких занятиях при помощи одного доминирующего вида музыкальной деятельности решатся и все остальные сопряженные с ними задачи в других видах.

3. Тематические занятия дают возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия, активность детей при этом повышается. Смена видов музыкальной деятельности позволяет поддерживать высокий темп занятия, а сквозная тема, способствует более быстрой ориентации детей при определении характера музыки, восприятии ее содержания и средств музыкальной выразительности.

4. Проведение комплексных занятий показало, что необычные по своему содержанию и структуре, они увлекают детей, повышают их активность во всех видах художественной деятельности, способствуют ориентации детей в окружающем, симулируют их эмоциональные переживания. Переход от одного вида художественной деятельности к другому делает их динамичными - часто меняются позы детей, их движения, что соответствует их возрастным особенностям.

5. Интегрированные занятия позволяют решить задачи социализации.

• Развлечения и досуги (в форме концертов, театрализованных представлений, спектаклей, музыкально-литературных праздников, конкурсов и т. п.)

• Тематические дни

• Кружковая работа

• Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как «Музыкальные занятия», «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин», «День рождения Мишки (куклы)» и т. д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.

Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.

Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие направления в организации взаимодействия с семьями воспитанников :

• Аналитико-диагностическое (выявление запросов и потребностей, оценка деятельности ДОУ, планирование совместной работы)

Информационно-просветительское

• Практическое

При этом используются такие формы, как анкетирование, консультирование, всеобучи, конкурсы, фотогазеты, совместные праздники, непосредственное участие родителей в практической деятельности групп и ДОУ

Помощь семьи, несомненно, необходима в процессе музыкального воспитания ребенка, но главным здесь остается детское образовательное учреждение, которое должно способствовать полноценному развитию личности ребенка и его музыкальной культуры, направить его таланты и способности в нужное русло. На процесс музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы педагог в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.

Чтобы решить эти задачи, необходим высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, который обеспечивается своевременным прохождением курсов повышения квалификации, участием в методической работе ДОУ и города, самообразованием.

Коллектив детского сада также сотрудничает со специалистами общеобразовательных и музыкальной школы микрорайона, что помогает в работе по музыкальному воспитанию дошкольников в плане преемственности задач, принципов, методов и средств, форм обучения.

Система музыкального воспитания в ДОУ позволяет дошкольнику получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это открывает для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по взаимодействию с музыкальным руководителем Анкета для родителей 1. С удовольствием ли ваш ребёнок посещает музыкальные занятия? (да / нет) 2. Делится ли ваш ребёнок впечатлениями.

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми и родителями
Опубликовано: 20 апреля 2015 в 23:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми и родителями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Титова (УИ 339343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД