Татьяна Исмакова
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.
▼ Скачать + Заказать документы
Исмакова Татьяна Александровна – воспитатель,
Головина Ирина Григорьевна – воспитатель
СП ГБОУ СОШ с. Новокуровка
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно – исследовательская деятельность, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО,» размещена в разделах
Детский сад - первая и очень важная ступень в системе образования. От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.
При правильной организации учебного процесса формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Проводя занятия с детьми в форме познавательно-исследовательской деятельности, мы ставим определенные конкретные задачи:
развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);
освоение ребё нком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;
развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.
Мы считаем, что в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному.
В процессе исследования:
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;
развивается речь ребёнка;
происходит накопление фонда умственных приёмов и операций;
формируется самостоятельность;
развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки;
стимулирует детей к коммуникации (работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя);
помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
Технология нашего опыта заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого с детьми. Опираясь на любознательность детей, мы решили проводить занятия в форме познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская позиция воспитателя, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.
Занятия познавательного цикла можно разделить на типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Каждый из обозначенных типов исследования, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи. Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, занятие выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, мы придерживаюсь следующей последовательности этапов исследования.
Структура занятия:
привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования;
обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями (часть исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы);
предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
В процессе нашей работы, мы пришли к выводу, что познавательно - исследовательская деятельность : во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
«Литература»
1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : 2005.
2. Н. А. Короткова «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» – журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 2002 г.
3. А. И. Савенков «Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании».