Елена Стоян
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности «От зернышка до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
«От зернышка до каравая»
Познавательно-исследовательская деятельность
Содержание
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы готовы отправиться со мной в увлекательное путешествие? (да) Сначала нужно построиться в цепочку. Будьте внимательны!
Первым выходит Максим. Перед Максимом встанет Тая. За Максимом встанет Настя. Артем встанет за Таей. Перед Настей – Жора. За Настей встанет Юра. Ира – за Юрой. Нина – между Максимом и Жорой. Вадик – за Ирой.
Публикация «Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности „От зернышка до каравая“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Готовы? А теперь ответьте: кто, где стоит?
Дети: Тая – «я первая, за мной стоит Артем». Артем – «я второй. Я стою за Таей, а за мной Нина …. Вадик – «я десятый, последний в цепочке».
Выполняют упражнение «Шагалочка»
Мы шагаем, мы шагаем, и колени поднимаем (идут, высоко поднимают колени)
А сейчас мы приседаем, и колени опускаем (передвигаются на полусогнутых)
Вот крадется кот царапка
Он неслышно ставит лапки (передвигаются крадучись, бесшумно)
Вот бредет мохнатый мишка
Раздавил он лапой шишку (идут на внешней стороне стоп)
А зайчата прыг да скок,
Скачут в школу на урок (прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Подходят к дереву
Воспитатель:
- Как у наших, у ворот чудо - дерево растёт,
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А интересные задания и картинки на нём.
Вы все к дереву идите, что в конвертах посмотрите.
Дети подходят к чудо - дереву, снимают конверты, смотрят и собирают разрезные картинки.
- Давайте мы с вами соберём разрезные картинки и посмотрим, что у нас получится.
-Назовите, что у вас изображено на картинках? (называют) Как одним словом всё это можно назвать? (Хлебобулочные изделия)
- Вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О хлебе)
А сейчас давайте, присядем, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я - пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
Воспитатель: Скажите, ребята, почему пекарь отобрал у детей булку?
(ответы детей)
Вот сегодня мы с вами и узнаем, сколько труда вложено в булку, будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, составлять предложения с союзом "а", проводить исследования как настоящие учёные, рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинным и современным способами.
А теперь давайте вспомним, в какое время года колхозники начинают готовиться к севу? (весной)
Как подготавливали землю? (боронили, вспахивали, удобряли)
Игра "Сравни"
Давайте сравним, как было в старые времена и как сейчас.
Перед детьми ноутбук.
Воспитатель: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?
Дети: В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг (слайд "Пахота")
Воспитатель: Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?
Дети: Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками (слайд "Посев")
Воспитатель: В какое время года начинается жатва?
Дети: Осенью (слайд "Время года - осень")
Воспитатель: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас?
Дети: В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны (слайд "Жатва")
Воспитатель: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?
Дети: Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе (слайд «Мельница", "Мукомольный завод").
Воспитатель: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
Дети: В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе (слайд "Изба с русской печью", "Хлебозавод").
Воспитатель: Ребята, а в какое время было легче выращивать хлеб в прошлом времени или сейчас? Почему?
Дети: Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.
Воспитатель: А сейчас на мельнице поработают наши ладони.
Пальчиковая гимнастика «Мельница»
Мельница, мельница мелет зерно (потирают ладони круговыми движениями)
Ветер дует посильнее: с с с с с….(дуют на поднесенные ко рту ладони)
Мелет мельница быстрей! (потирают ладони, ускоряя темп)
Ветер дует все сильнее: с с с с с. (дуют на поднесенные ко рту ладони, ещё
ускоряя темп)
Мельница еще быстрее (потирают ладони, еще ускоряя темп)
Из муки, из муки (соединяют пальцы в щепоть, потирают их)
Напекли мы пирожки (лепят пирожки)
Ладушки, ладушки (хлопают)
Напекли оладушки (хлопают правой ладонью по левой)
Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат колоски пшеницы, давайте рассмотрим их.
Сколько зерна в колоске? Какого цвета?
( ответы детей: в колоске много зерен, есть усики, стебель - соломка, хрупкий)
А теперь посмотрите, на тарелочках у вас лежат зерна.
(на тарелочках лежат зерна пшеницы, овса, гречки)
Возьмите одно зерно пшеницы и одно зерно овса.
А почему никто из вас не взял вот эти зерна? (потому, что это зерна гречки и из неё варят гречневую кашу)
Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Чем отличается зерна пшеницы и овса?
(зерно пшеницы крупнее, у зерен нет шелухи, на зернышке можно заметить продольную полоску; овес – зернышко длинное, покрытое шелухой)
Воспитатель: А какая мука получится из пшеницы? (пшеничная мука, белая)
А что пекут из пшеничной муки? (из пшеничной муки пекут белый хлеб, пироги, булочки, блинчики)
А какая мука получится из овса? (овсяная мука) А что пекут из овсяной муки? (из овсяной муки пекут овсяное печенье, из крупы варят овсяную кашу)
Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку.
(Зерно - крупное и твёрдое, а мука - мелкая и мягкая, белая, рассыпчатая)
Воспитатель: давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы, как это делали в старину. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 2 минуты.
Дети растирают зерно пшеницы с помощью дощечек и камней)
Получилась у вас мука? (ответы детей)
Спустя какое-то время люди придумали ступку и пестик.
А теперь, давайте мы с вами попробуем растереть зерно пшеницы пестиком в ступке. А я поставлю часы и понаблюдаю получиться ли у вас мука за 1 минуту.
Дети толкут зерно с помощью пестика
Получилась мука? (нет. Тяжело)
Скажите ребята, а сколько времени мы потратили на помол муки ручными приспособлениями (3 минуты)
Потом, чтобы облегчить труд появились ручные жернова, а после них мельница. В наше время людям везде помогает техника.
Дети рассматривают электрическую кофемолку
Я сейчас засыплю зерна пшеницы в кофемолку и включу её, а вы понаблюдайте, сколько времени понадобится, чтобы получилась мука.
Сколько времени прошло? (меньше минуты)
Посмотрите, ребята, получилась у нас мука? (воспитатель просеивает муку)
А теперь скажите, каким способом людям легче молоть муку ручными или с помощью техники? (ответы детей)
Воспитатель: Ну, что мельники мои, устали, давайте немножко отдохнём. Представьте, как в поле из зёрнышка появляется колосок.
Пластический этюд «Колосок» (звучит лирическая музыка)
В поле зернышко сидит,
Словно дремлет, словно спит (приседают, прижимают голову к коленям,
обхватывают плечи руками)
Его солнце пригревает, (потирают предплечья)
Теплый дождик поливает. (постукивают пальцами по полу)
Из зерна в короткий срок
Появляется росток. (медленно встают)
К небу тянется, высок,
На верхушке колосок. (встают на цыпочки, тянут руки вверх)
Колосок качается,
Солнцу улыбается. (улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками0
Воспитатель: Хлеб ребята – это пищевой продукт, хлебом – солью угощают дорого гостя. Хлеб считается самым дорогим подарком, иногда люди шутят, что хлеб передал зайчик. Так вот сегодня мы с вами нарисуем такого зайчика не красками, а мукой.
Дети под музыку рисуют контур зайчика мукой с клеем
Воспитатель: вы сегодня на славу потрудились, скажите, если бы вы увидели, что на улице кто-то играет хлебом, чтобы вы ему сказали.
(хлеб нужно беречь, нельзя играть хлебом, в него вложено много труда.)
Воспитатель: Правильно, хлеб надо беречь, он - наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу.
Давайте расскажем «Какой хлеб?»
проводится ресурсный круг, дети сидят в кругу, в руках воспитателя каравай, его передают по кругу и называют определения
Хлеб - румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий, душистый, пахучий, пшеничный, аппетитный, самый главный на столе.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось? (ответы детей)
Вы сегодня молодцы, все старались, а завтра мы будет с вами сеять пшеницу и овёс. А сейчас давайте угостим наших гостей хлебом.
Человек привык трудиться-
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зернышке пшеницы
В каждой крошке хлеба – ТРУД!
Угощаем хлебом