Приложение МААМ

Организация сопровождения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОО

Швецова Наталья Николаевна
Организация сопровождения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Последние десятилетия отмечены резким увеличением числа детей, нуждающихся в помощи специалистов и коррекционной работе. Соответственно, активизировался поиск новых направлений, технологий и методов коррекционной работы в системе специальной педагогики и специальной психологии.

Сопровождение детей с ЗПР является проблемой, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинической и социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности этого статуса, диагностических критериях, принципах организации, характере и степени специализированной помощи.

Публикация «Организация сопровождения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах

Психолого-педагогическое сопровождение - это процесс взаимодействия специалиста и психически здорового человека, направленный на создание условий для личностного развития, формирование необходимых компетенций и поддержки в трудных жизненных ситуациях [4].

Понятие психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР имеет множество трактовок, но все они базируются на общих методологических основах, таких как:

• личностно-ориентированный подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская);

• антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б. С. Братусь, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков);

• концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина);

• парадигма развивающего образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

• теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова);

• проектный подход в организации психологической, медицинской и социальной поддержки (М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, А. И. Красило).

Технологии сопровождения детей с ОВЗ, в том числе с ЗПР, основаны на скоординированном междисциплинарном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Такое взаимодействие обеспечивает благоприятные условия для личностного и профессионального развития особенных детей. К основным технологиям психолого-педагогического сопровождения относятся [2] :

1. Построение последовательности и глубины подачи материала, соответствующего возможностям ребенка, в контексте адаптации образовательной программы для различных категорий детей с ограниченными возможностями в каждой отдельной компетенции или области.

2. Технология проведения междисциплинарных консультаций специалистов, которая, в свою очередь, помогает расставить приоритеты и определить стратегию медицинской и психолого-педагогической поддержки в конкретный момент и на длительные периоды, а также оценить эффективность конкретной стратегии сопровождения.

3. Технология оценки характеристик и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для создания адекватной абилитации и поддержки ребенка и его семьи.

4. Технология оценки внутригрупповых отношений для решения задач поддержки всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, формирования эмоционального восприятия и групповой сплоченности.

5. Технологии развития работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости с субъектами инклюзивного образовательного пространства.

6. Технологии поддержки участников образовательного процесса (учителя, родители, психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями.

Дошкольное образовательное учреждение имеет все возможности для более успешного и полного включения детей с ЗПР в среду обычных сверстников, то есть инклюзии, в том числе на основе сопровождения.

Целью сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных проблем развития, воспитания, социализации.

Основными моделями сопровождения ребенка с ЗПР в ДОО являются инклюзивное образование и интеграция ребенка с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников. Основной формой сопровождения детей с ЗПР являются индивидуальные и групповые коррекционные и развивающие мероприятия, которые могут иметь коррекционную, развивающую и предметную направленность.

Существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для организации сопровождения ребенка с ЗПР в дошкольной образовательной организации [1] :

• раннее выявление нарушений и организация коррекционной работы с первых месяцев жизни;

• готовность родителей помогать ребенку на протяжении всех лет интегрированного обучения;

сопровождение ребенка дефектологом, психологом, которые способны консультировать педагогов и родителей;

• возможность получить инклюзивное образование по месту жительства ребенка;

• соответствующая подготовка (квалификация) педагогов ДОО, которые, конечно, должны обладать некоторыми минимальными знаниями в области коррекционной педагогики и специальной психологии;

• наличие специальных образовательных программ и учебных пособий;

• ориентация на конкретного ребенка;

• материально-техническое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;

• система взаимодействия специалистов, родителей, педагогов, служб ПМПК, то есть наличие оптимальной системы комплексной поддержки детей с ЗПР [3].

Детский сад также должен быть снабжен программно-методическими материалами для организации сопровождения дошкольников с ЗПР.

Предметно-развивающая среда группы должна обладать всеми необходимыми качествами, быть трансформируемой, многофункциональной, эстетической и развивающей.

Для работы в условиях сопровождения необходимо наличие специальных раздаточных материалов, пиктограмм, мнемотаблиц, наборов наглядных пособий для обучения детей с ограниченными возможностями («Разрезные картинки», «Найдите лишнее», «Один или много», «Дорисуй картинку» и т. д.).

Осуществление сопровождения детей с ограниченными возможностями должно осуществляться сотрудниками, отвечающими квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, на должности руководителей, специалистов и работников (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Воспитатели, логопед, психолог, дефектолог и другие специалисты в рамках сопровождения должны тесно сотрудничать друг с другом и стремиться к единому подходу в воспитании каждого ребенка и единому стилю работы в целом.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников должно осуществляться в соответствии с задачами, поставленными перед детским садом, и на основе принципов, изложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Наличие необходимых условий для организации сопровождения детей с ЗПР в условиях дошкольной образовательной организации является одним из факторов успешной адаптации и социализации особого ребенка в обществе.

Список литературы

1. Бабкина Н. В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология. – 2016. – № 5. – С. 3–9.

2. Борисова И. В. Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 769-772. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/101/22700

3. Мустаева Л. Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. – Москва, 2005. – 98 с.

4. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. ; Научн. –исслед. ин-т общей и педагогической психологии. акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация питания детей дошкольного возраста в разных странах мира Рацион в детском саду является важным "кирпичиком" развития детей, поэтому меню в учреждениях дошкольного образования уделяется серьезное.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация сопровождения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОО
Опубликовано: 18 июня 2021 в 11:41
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация сопровождения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Швецова Наталья Николаевна (УИ 465057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД