Евгения Груздева
Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сенсорное восприятие – целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия.
Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование величины, формы, цвета и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Публикация «Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников» размещена в разделах
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечал Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека» [5].
Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер и многие другие [24].
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем определить особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Объект исследования: дошкольники 3-4 лет с ОНР II уровня.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: у детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня имеются нарушения сенсорного развития, устраняемые в процессе проведения целенаправленной систематической коррекционной работы.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические основы особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня;
2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с ОНР II уровня;
3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр на развитие восприятия величины, формы и цвета.
Методы исследования:
- общетеоретические: изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
- статистические: качественный и количественный анализ результатов.