Валентина Трубенкова
Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:
- музыкальные занятия (индивидуальные, подгрупповые, традиционные, тематические, интегрированные, которые являются в работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей;
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- совместная музыкальная деятельность педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни;
- праздники и развлечения;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста возникает по инициативе самих детей, без участия педагога или при его помощи. Огромное желание ребенка поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, большое стремление самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством и продлить общение с музыкой – это побудительные мотивы, которые лежат в основе самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка.
Условиями появления самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников являются:
- опыт общения с музыкой (накопленные чувства, эмоции, образы);
- опыт музыкальной деятельности, приобретенной на музыкальных занятиях (совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства – пение, музыкально-ритмические умения, умения игры на детских музыкальных инструментах).
Учитывая условия появления самостоятельной музыкальной деятельности, предлагаю воспитателям подготовительной группы создать следующие условия организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников :
- проявлять недоминирующий характер взаимодействия с детьми, принимать незначительное участие воспитателя в самостоятельной деятельности детей;
- продумать и организовать музыкальный уголок в группе.
При создании музыкального уголка в группе, рекомендую воспитателям подготовительной группы продумать целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение; разнообразие оборудования; эстетическое оформление музыкального уголка, дидактических игр, пособий, иллюстраций; возможность переноса оборудования в другие места.
Перечень дидактического материала для создания музыкального уголка в подготовительной группе
Портреты зарубежных, русских, советских и российских композиторов, с творчеством которых дошкольники познакомились в старшей, средней и младшей группах и знакомятся в подготовительной группе на музыкальных занятиях.
Иллюстрации к музыкальным произведениям, которые дети слушают на музыкальных занятиях; а также иллюстрации к песням.
Пособие «Эмоции» карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями, для определения характера мелодии при слушании музыки.
Папка-альбом: «Мы рисуем музыку», где дошкольники отражают свои эмоции, чувства о прослушанных музыкальных произведениях и альбом «Будем петь и рисовать» рисунки детей о любимых песенках.
Наглядные пособия: «Инструменты симфонического оркестра», "Народные инструменты», «Танцы народов мира».
Музыкальные инструменты : струнные – арфа; клавишные - детское пианино; духовые – флейта, дудочка; ударные мелодические - металлофон, ксилофон; шумовые - маракасы, бубны, треугольник, барабан, колокольчики, деревянные ложки, трещётка.
Набор самодельных нетрадиционных музыкальных инструментов сделанные из бросового материала, для шумового оркестра.
Музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные).
Музыкально-дидактические игры : «Музыкальное лото» (для развитие звуковысотного слуха, «Музыкальный зонтик» (для развития слухового внимания, чувство ритма, навыков элементарного музицирования в оркестре, «Копилка» для закрепления слов, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ) и т. д.
Атрибуты к подвижным музыкальным играм, хороводам, атрибуты для детского танцевального творчества (султанчики, разноцветные ленточки и т. д., атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д., элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы)
Музыкальный центр и набор программных аудиозаписей на дисках и флеш-носителях.
Музыкальный уголок необходимо пополнять, по мере поступления информации, альбомами, играми, иллюстрациями, пособиями, дидактическими играми.
Правильно созданный в группе музыкальный уголок позволяет дошкольнику самостоятельно актуализировать музыкальный опыт. Проявления самостоятельности в музыкальной деятельности можно рассматривать как показатель личностного отношения дошкольника к музыке и процессу музыкального развития в детском саду.
Спасибо за внимание!