Елена Крячкова
Организация работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, учитывая Указ президента РФ о повышении доступности раннего образования, в дошкольные образовательные учреждения принимаются совсем маленькие дети: от 2 месяцев – (младенческая группа) и дети раннего возраста от 1 года до 3 лет.
Этот период имеет свои характерные особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами психического развития ребёнка в раннем возрасте являются:
- ведущая предметная деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми.
Публикация «Организация работы по развитию понимания речи и активизации словаря с детьми раннего возраста в детском саду» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В ходе ситуативно-делового общения взрослый выполняет несколько функций:
• как партнёр и помощник в совместной деятельности;
• как образец для подражания;
• как «эксперт» по оценке умений и знаний малыша.
В рамках предметной деятельности и общения у ребёнка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, общение со сверстниками, происходит освоение новых способов деятельности, появляется новое отношение к себе и к миру, складываются основные личностные новообразования.
На 1 году жизни речи ещё нет, ребёнок понимает обращённую к нему речь, но его собственную заменяют другие, невербальные средства общения – эмоциональные выражения, мимика, затем жесты, позы, локомоции, вокализация.
На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться с помощью речи.
Между этими двумя периодами существует этап, когда ребёнок начинает говорить, но, не на настоящем, а на своём детском языке. Это этап «автономной детской речи».
«Детский язык» отличается от взрослого и звучанием слов, и их значением. Обозначение предметов носит неустойчивый характер. Одним и тем же словом он называет разные предметы (Н-р: называет словом - «папа» - отца, и вещи принадлежащие отцу, тоже – называет словом «папа». Общение с детьми в этот период возможно только по поводу конкретной ситуации (поэтому оно и называется ситуативным).
Слово может обозначать только тот предмет, который ребёнок непосредственно воспринимает.
Потребность и необходимость говорить в раннем возрасте, предполагают 2 главных условия:
• Потребность в общении со взрослым;
• И потребность в предмете, который нужно назвать.
Ни то, ни другое в отдельности, к появлению слова не ведёт, и только ситуация предметного сотрудничества со взрослым (т. е. ситуативно-делового общения) создаёт у ребёнка необходимость назвать предмет, и значит произнести своё слово.
На третьем году жизни, речь ребёнка становится особым объектом внимания. Дети повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто не понимая их смысла.
А первым шагом к произвольному поведению - является выполнение речевых инструкций взрослого.
Поэтому, так важно уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.
Основные направления в работе по развитию речи детей раннего возраста в детском саду:
* Развивающая речевая среда;
* Формирование словаря;
* Звуковая культура речи;
* Грамматический строй речи;
* Связная речь.
Специальные психолого-педагогические условия для развития речи детей раннего возраста
1. Создание предметно-развивающей среды, способствующей формированию новых впечатлений;
2. Речевое сопровождение всех видов повседневных дел в течение дня;
3. Установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов;
4. Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого;
5. Чувство уверенности, поддержки со стороны взрослого;
6. Формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками;
7. Организация специальных игр и занятий с детьми;
8. Правильная речь педагога.
Влияние предметно-развивающей среды на развитие речи детей
* Предметно- развивающая среда включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. В этом окружении ребёнок – действующее лицо, которое по мере взросления осваивает свойства объектов, их пространственные отношения;
* Предметно – развивающая среда необходима детям, прежде всего потому, что выполняет информативную функцию – каждый предмет несёт определённые сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта;
* Продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Предметы – это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств;
* Предметно-развивающая среда, воздействует на эмоции детей, побуждает их к деятельности.
* Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной мыслительной деятельности. Они обеспечивают понимание речи, прочное запоминание, непосредственное включение в практическую деятельность, связывают обучение с жизнью.
Посредством правильно организованной предметно-речевой среды у ребёнка приобретаются следующие знания:
• о человеке;
• о деятельности близких людей;
• о предметах, действиях с ними и их назначении;
• о живой и неживой природе;
• о явлениях природы;
• о погодных явлениях;
• о профессиях;
• о транспорте;
• о праздниках и народных гуляниях.
Формирование речи на протяжении первых трёх лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психический процесс, совершенствующийся в результате взаимодействия ребёнка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания и обучения.
В обучении детей раннего возраста родному языку приняты две основные формы работы:
* обучение посредством организации НОД ;
* руководство развитием речи детей в повседневной жизни
Для своевременного и полноценного развития речи в условиях детского сада необходимо учитывать следующие факторы:
1. Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со
словесным сопровождением;
2. Установление частого эмоционально- положительного контакта
индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой.
3. Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Рост количества понимаемых и активно употребляемых слов идёт главным образом за счет тех, которые употребляются взрослыми при совместных действиях с ребёнком или которыми взрослые сопровождают игры ребёнка и другие его действия.
Связь между словом и предметом или словом и действием возникает только при наличии потребности в в общении, в системе деятельности ребёнка, производимой с помощью взрослого или совместно с ним.
Интенсивное развитие речи в раннем возрасте свидетельствует о том, что речь, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребёнок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом, и пр.). Развитие речи – это «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.
Понимание речи у ребёнка формируется постепенно:
1. Сначала ребёнок понимает - слова-указания;
2. Затем слова-названия;
3. Понимание слов - инструкций и поручений;
4. Понимание рассказов или контекстной речи.
Этапы развития понимания речи детей раннего возраста
этап - Связь слов с практическими предметными действиями;
этап - Понимание речи взрослого без опоры на наглядность;
этап - Приобщение детей к художественной литературе, детское словотворчество;
V этап - Появление регулятивной функции речи (способность управлять своим поведением с помощью слова).
Обучение на занятиях - это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приёмов передать ребёнку необходимые сведения об окружающем мире, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.
Требования к организации НОД по развитию речи в группах раннего возраста:
• Рекомендуется проводить по 8 занятий в месяц, по рекомендациям СанПиН, продолжительностью 8-10 минут, но также зависит от сформированности у детей умения слушать взрослого;
• Планировать заранее, занятия одного и того же содержания следует повторять через небольшой интервал времени (1-3 дня);
• Занятия проводятся со всей группой, а также по подгруппам;
• Речевая нагрузка меняется с начала года (6-7 минут, постепенно увеличиваясь до нормы;
• Подбор детей в подгруппы: симпатии детей, общность интересов, разные уровни развития;
• Преобладающая форма – интегрированные занятия;
• Предварительная подготовка места проведения занятия (достаточное количество света, правильное расположение столов, стульев);
• Подбор материала (безопасность, по уровню развития, по программным задачам, эстетическое оформление);
• Предваряющая деятельность педагога до занятия;
• Эмоциональный настрой педагога;
• Речь педагога.
Требования к речи педагога
РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ:
• Адресована не только группе, но и лично каждому ребёнку;
• Эмоционально окрашенная;
• Правильная, четкая, выразительная, неторопливая;
• Понятна ребёнку по содержанию, касаться интересных для него тем;
• Содержать более сложные речевые образцы, чем те, которыми владеет ребёнок;
В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Параллельно, кроме ведущей задачи, решается ещё несколько задач развития речи.
ФАКТОРЫ ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:
• Чередование различных приёмов обучения (указаний, показов) с игровыми заданиями;
• Сочетание хоровых ответов с индивидуальными;
• Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. д.). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к общению;
• Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться.
Задача педагогов работающих в группах раннего возраста на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении, развивать понимание речи и активизировать словарь.
В словарь детей младшей группы входят:
Существительные:
- названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей, транспортных средств, овощи, фрукты, домашние животные и их детёныши.
Глаголы:
- обозначающие трудовые действия; действия, противоположные по значению;
действия, характеризующие взаимоотношения людей, их эмоциональной состояние.
Прилагательные:
-обозначающие цвет, величину, вкус, температуру предметов.
Наречия:
-близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко.
Приёмы обогащения и уточнения словаря:
Показ с называнием,
совместное со взрослым рассматривание нового объекта, сообщение названия, обследование его;
Многократное повторение нового слова или фразы;
Объяснение происхождения слова;
Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами;
Поручения, предполагающие ответ действием.
Приёмы активизации словаря:
• Вопросы о предметах, о действиях, причинно-следственного характера;
• Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи;
• Договаривание детьми слов;
• Сочетание показа и объяснений с игрой детей;
• Поручения, требующие от ребёнка развернутого высказывания.
Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи
• Разнообразные игры;
• Чтение и рассказывание сказок и стихов;
• Рассматривание и обсуждение иллюстраций;
• Демонстрация слайдов, видео фильмов;
• Игры - занятия с предметными и сюжетными картинками;
• Разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;
• Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики
Особое место в играх детей, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики, они включают движения кистей и пальцев рук, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе и развитием мелкой моторики.
Очень полезны для развития речи детей игры с песком, с водой, где развиваются хватательные движения, благоприятно воздействующие на речевую зону.
Помните! При стимуляции раннего речевого развития ребёнка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребёнок повторил за нами и научился произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.
Для малышей третьего года жизни также важен положительный эмоциональный настрой.
Помните! От вашего состояния во многом зависит успешность работы с ребёнком, не следует ругать ребёнка за нежелание заниматься или неправильное выполнение того или иного задания, у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.
Используемая литература:
1. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ : Учебно-методическое пособие / Сост. Е. С. Демина – М. :ТЦ Сфера, 2008г;
2. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/ Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : ООО «Русское слово-учебник», 2015г. ;
3. Материалы из личного опыта работы.