Екатерина Курзова
ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружа-ющему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со мно-гими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Большую роль в жизни ребенка занимает игра, от игры «рядом» дети постепенно переходят к совмест-ной игре (ролевой игре) Активизируется речевое развитие. Существенно изменяется по-знавательное развитие: у малышей совершенствуется предметное восприятие. Ребенок учится анализировать, осознавать то, что он делает и учится действовать продуктивно. У ребенка в это время активно проходит сенсорное развитие, он уже знает о формах, поло-жении и размерах предметов Малыш начинает экспериментировать, совершенствуются его орудийные действия. А самое главное, чем характеризуется развитие детей младшего дошкольного возраста, это то, что малыш начинает мыслить, в его мозге возникают уже довольно сложные причинно-следственные взаимосвязи. То есть он начинает понимать, что он делает и зачем ему это нужно. Важно не упустить этот период для раскрытия твор-ческого потенциала каждого ребенка.
Публикация «ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста)» размещена в разделах
Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектич-ность; с другой — поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое вооб-ражение.
Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте — это привить ребенку радость творческих открытий. Таким образом, дети познают и учатся сопостав-лять природные и физические явления в такой форме, когда сами дети не замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А все знают, что добиться положительных ре-зультатов можно только в том случае, если малышу интересно. Практика показала, что в играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и стимулирует его речевое общение. Целесообразно начинать использо-вать ТРИЗ-технологии, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью. Это не значит, что он должен говорить развернутыми предложениями, он должен при помощи речи суметь выразить свои мысли и действия. Применение данной технологии обуслов-лено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их от-стаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.
Одной из важных задач воспитателя, работающего с детьми младшего возраста – адапта-ция детей к детскому саду. Важно, чтобы ребенок не боялся говорить, поэтому им дается только положительная оценка, используются приемы поправления (все объясняю, но не настаиваю). Каждый ребенок не остается без внимания, его важно выслушать, не торо-пить, возможно подсказать нужные слова при затруднении. Занятия организованы таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили ха-рактер урока. Больше всего малыши любят играть, игры ТРИЗ-технологии очень интерес-ны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. Самые любимые у детей игры «Маша-растеряша», «Теремок», ТРИЗ-сказки, когда в давно знакомой и полюбившейся истории резко меняется ход повествования. Особенно эффектно рассказывание с исполь-зованием театрализации (настольный, магнитный, кукольный или другой вид театра). В качестве наглядного пособия можно использовать хорошо знакомые детям настольно-печатные игры такие как «Найди парочку», «Чей малыш?», «Кто что ест?» (в качестве аналога наглядного пособия «Круги Луллия»). Важно, чтобы материал был хорошо зна-ком и понятен детям.
Детям нравится игрушечный «помощник» воспитателя, который часто выступает героем игр, выражает свое мнение, задает вопросы, запутывается, просит помочь. Детское стрем-ление общаться и помогать ей повышает активность ребенка и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с понравившейся игрушкой до следующей игры.
В конце занятий воспитатель с детьми подводит итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводятся в самых разнообраз-ных формах: игры «Интервью», «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., об-суждение планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о., а в следующий раз узнаем еще и о.»). Игры и обсуждения плавно перетекают в продуктивную деятельность.
«Тризовский» подход можно и нужно использовать в повседневном взаимодействии с детьми, проводить не только коллективные познавательные упражнения, но и индивиду-альные на любом окружающем материале. Главное отличие технологии ТРИЗ от класси-ческого подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. В режимных моментах, на прогулке, при умывании можно использовать при-ем причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Прием причин-но-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т. д.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практиче-ски во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных момен-тах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен ре-зультатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышле-нию.
Методы и приемы ТРИЗ позволяют снять барьеры общения, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодо-лимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Также ТРИЗ – техноло-гия развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, же-лание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Любая ситуация в реальной жизни представляется детям как задача. И важно не просто дать готовый ответ, сделай так-то и так-то, а важно вместе рассуждать, как это можно сделать, найти оптимальное решение.
Для достижения наилучших результатов необходим тесный контакт детского сада и се-мьи. Родителям интересны консультации, индивидуальные беседы, рекомендации по данной теме. «Тризовский» подход помогает сделать общение взрослого и ребенка со-вершенно другим. У родителя есть нацеленность, как задачу увидеть, поставить, а у ре-бенка - как ее решить. Чтоб ребенок начал изобретать, сами родители должны быть изоб-ретательными. Общение становится развивающим и интересным как для ребенка, так и для взрослого.
Литература:
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
Толкачева Т. В. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслитель-ной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 274-278
Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких/ Филиал Таймыр. ин—та усоверш. учителей. — М., 1995. — 47 С