Татьяна Жидкова
Проектная деятельность в детском саду: работа с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жидкова Т. А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №24 Приморского района
Санкт-Петербурга
Проектная деятельность в детском саду :
Работа с детьми раннего возраста
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Темочки:
В последние годы дошкольное образование переживает большие перемены. Выходят новые нормативные документы, которые регламентируют образовательную деятельность в детском саду.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором отмечены основные принципы современного дошкольного образования.
ФГОС ДО ставит задачи развития детской инициативы, активности, умения сотрудничать и делать выбор на основе индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это возможно только при реализации целостного подхода, который определяется конкретными педагогическими технологиями. Одной из таких технологий является «Метод проектов».
В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок получает возможность экспериментировать, развивать познавательный интерес в различных видах деятельности, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества детей; быть активным и самостоятельным, выбирать содержание своей деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться :
• самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
• ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.
В настоящее время в существующих пособиях очень мало внимания уделяется проектно-исследовательской деятельности с детьми раннего возраста. Это объясняется тем, что дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит мне, как педагогу. Я определяю проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.
Любая технология требует поэтапных действий.
Первым этапом работы над нашим проектом, был, конечно, выбор темы.
Как мы выбирали тему? Я заметила, Как детей очень заинтересовала новая механическая игрушка цыпленка. Сначала ей играли только два малыша, очень радовались тому, как она скакала и передвигалась, повторяя движения цыпленка. Затем, эта игрушка стала собирать вокруг себя все больше детей! И я спросила: «А вы знаете, кто это? Это цыпленок! А как он кричит? Он пищит!»
И чем больше я рассказывала и спрашивала у них об этой птице, интерес к игрушке и к самому представителю птичьего мира все возрастал! Затем, в группе я провела беседу, откуда берутся цыплята, что их мама курица,она высиживает яйца. Цыплята вылупляются из яйца и т. д…
И так, тема была определена.
Второй этап - метод трех вопросов.
Метод требует речевой активности детей. Они должны ответить на вопросы:
• что мы знаем?
• что хотим узнать?
• где мы можем узнать?
Конечно, у наших малышей словарный запас еще не богат, и в такой деятельности они участвовали впервые. Посмотрев картинки с изображением, где живут цыплята, что едят, как добывают корм, дети активно вступили в диалог. Вместе с детьми мы ответили на все вопросы.
Одно из требований технологии – ответы детей фиксируются на большом листе бумаги. А так как дети не умеют читать, я фиксировала ответы символами и рисунками, знакомыми детям.
Третий этап - это тематическое планирование
по выбранной проблеме на две недели (примерная продолжительность проекта). В ясельной группе это, конечно, работа воспитателя. Я, учитывая интересы детей своей группы, запланировала деятельность по всем образовательным областям. Что-то мне подсказали родители.
Особое внимание я уделяла созданию тематической предметной развивающей среды. Во всех развивающих центрах группы присутствовали материалы, связанные с темой. В этом мне помогли родители. Они приносили из дома игрушки, картинки и книги о цыплятах и все, что касалось этой темы.
Не все дети, в силу своего возраста, усидчивости, НПР любят заниматься творчеством, поэтому мной был подготовлен разнообразный материал. В результате совместной деятельности у нас появились красочные пушистые цыплятки из бумаги, пластилина, каштанов и другого природного материала. Мы рисовали пальчиками, губками, кулачками и ватными палочками дорисовывали на макетах; на прогулке мелками рисовали следы цыплят. И такая интересная, целенаправленная работа увлекла в совместное творчество даже самых шустрых непосед и тихих, замкнутых детей!
Так же вызвала интерес театрализованная деятельность. С помощью родителей были изготовлены шапочки – атрибуты для подвижных игр, драматизации песенок и сказок.
Наши детки очень любят петь и танцевать. Во время проекта было разучено много потешек, песенок и пальчиковых игр. Особенно детям нравилось танцевать под песенку «Два цыпленка», и мы заучили несколько движений под нее. В итоге получился танец, который мы сняли на видео.
Так как у нас ясельная группа, конечно, заготовки, трафареты и другое делали сами взрослые.
Но следует отметить, что дети тоже трудились с удовольствием и старанием. Очень радовались и гордились, показывая вечером на выставленные на стенде свои художества. И это очень важная составляющая в проектной деятельности.
Проект вызвал большой интерес и у родителей, ведь для них это тоже было впервые. Они активно включились в реализацию проекта. Родители стали не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и выступили непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В результате книжный центр наполнился книжками-малышками про цыпу, авторами и иллюстраторами которых стали дети и их родители. (картинка нарисованная, наклеенная, мухи и комары - что едят цыплята, зеленая трава, — где живут, солнышко.
А сколько демонстрационного разнообразного материала появилось в группе по данной теме. Благодаря участию в проекте, родители сдружились, в группе сформировался дружный коллектив детей и взрослых.
Было очень интересно и весело. Все, и взрослые и дети, получили огромное удовольствие от участия в этой деятельности и ждут новых проектов.