Анна Божога
Организация прогулки как условие развития диалогической речи у детей раннего возраста в ДОУ в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Организация прогулки как условие развития диалогической речи у детей раннего возраста в ДОУ в контексте ФГОС» (сл. 1)
Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. От качества речи, умения пользоваться ею в повседневной жизни, в игре и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, во многом зависит успешность деятельности самого ребенка, его принятие другими детьми и в целом статус в детском коллективе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В раннем возрасте данная задача приобретает особое значение, так как этот период дошкольного детства является особенно благоприятным для развития речи ребенка. С года до трех лет происходит бурное развитие всех психических процессов и, в частности, речи и отдельных ее компонентов - звуковой культуры, грамматики и словаря. (сл. 2)
Основной целью речевого развития является : формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие :
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. (сл. 3)
Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Очень много в развитии наблюдательности, мышления и речи дает ребенку прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор.
Моя задача как педагога — создавать условия для такого типа общения, в процессе которого ребенок будет выполнять различные движения, действия, побуждающие его к диалогу. (сл. 4)
Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Построение образовательного процесса я основываю на адекватных возрасту формах работы с детьми (основные формы работы вы можете увидеть на слайде).
• Беседы во время наблюдений;
• Совместное рассказывание;
• Подвижные игры;
• Развивающие игры на развитие диалогической речи;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Трудовая деятельность.
В работе с детьми раннего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. (сл. 5)
Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.
Организация прогулки является важным условием развития диалогического общения у детей раннего возраста. Диалог пронизывает все структурные компоненты прогулки и начинается с первых минут подготовки к прогулке.
Основным методом формирования диалогической речи является беседа (организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения с детьми. Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей. (сл. 6)
На прогулке диалогическую беседу я применяю во время наблюдения.
В беседе я:
1) уточняю и упорядочиваю опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под моим руководством и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;
2) воспитываю у детей правильное отношение к окружающему;
3) приучаю детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
4) учу просто и понятно излагать свои мысли.
Кроме того, во время беседы у детей формируется устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали. (сл. 7)
Помимо беседы я применяю метод рассказывание - совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи. Этот метод заключается в следующем: я начинаю предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Такие рассказы мы составляем по потешкам и чистоговоркам. Например: «Кисонька-мурысонька», «Наши уточки с утра…» и т. д. (сл. 8)
Но не только наблюдениями и беседами я наполняю прогулку. Следует предоставлять ребёнку возможность как можно больше двигаться, задействуя разные виды движений. Лучше всего с этой задачей справятся разнообразные подвижные игры. В ходе игры ребёнок учится слушать слова, воспроизводить их и правильно на них реагировать, выполнять правила игры, действовать по сигналу. Они учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за мной, а отвечают мне. (сл. 9)
Огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые я включаю в прогулку. С помощью таких развивающих игр и упражнений, я пополняю словарный запас детей, развиваю познавательный интерес к окружающему миру, способствую речевой самостоятельности и активности. Например: «Кто спрятался от нас?», «Экскурсия на прогулке», «Какой. ?», «Что может делать?» (сл. 10)
Я стараюсь, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и сверстниками. Помогает решить эту проблему сюжетно-ролевая игра. Ведь в процессе игры ребенок проговаривает слова за себя, за игрушку. Таким образом ребенок вступает в диалог. (сл. 11)
Я учу детей выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая). Развиваю инициативную речь ребенка, побуждаю его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формирую умение задавать вопросы. (сл. 12)
Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. Малыши охотно откликаются на предложение принять участие в совместных трудовых действиях. Детям интересно чувствовать себя соучастниками увлекательных дел. В процессе выполнения действий завязывается диалог, обогащается речь, память, внимание, воображение, фантазия. (сл. 13)
Ценность прогулок для речи детей заключается в том, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития диалогической речи ребенка раннего возраста. (сл. 14)