Евгения Зубанова
Организация предметно-пространственной среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад – это место, где у ребенка накапливается опыт широкого эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Одним из условий для внедрения ФГОС ДО является создание развивающей предметно- пространственной среды. Таким образом я определила для себя цель работы.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Публикация «Организация предметно-пространственной среды группы» размещена в разделах
-Развивающая предметно-пространственная среда, в соответствии с п. 3.3.1. должна обеспечивать «максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»
-Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (п. 3.3.2.)
-Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4.)
В период раннего детства малыши активно познают окружающий мир. И я постаралась сделать окружающее для детей пространство ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Чтобы правильно организовать пространство группы я изучала Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, а также воспользовалась сетью интернет, в частности изучала опыт других воспитателей на сайтах maam.ru и nsportal .
Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает мне обеспечивать гармоничное развитие ребенка, создавать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия, и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Моя работа начинается с утреннего приема детей в группу. В раздевальной комнате оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится выставка детских работ по ИЗО и лепке.
Кроме того, для работы с родителями я создала группу «Школа молодого родителя» в Контактах. Там я помещаю фото, видео ролики, матер – классы, материалы для обсуждений, рекомендации. Родители являются активными участниками группы, они добавляют фотографии, темы для обсуждений.
В группу вступают не только мамы, папы, но и бабушки, дедушки.
В «Зоне двигательной активности» есть «дорожки здоровья», мячи, мешочки с песком и мячи для метания, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки. Предметное пополнение уголка применяю в подвижных играх и играх в группе, на улице, индивидуальной и свободной деятельности.
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера и основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Ранний возраст наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, трафареты, раскраски, бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.
Так как развитие активной речи является одной из основных задач развития детей, то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, игры по познавательному и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь много книг по программе в соответствии с возрастом. Репертуар постоянно меняется.
Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Полянка», разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры.
Кроме того мы с родителями сделали игру «Кто где живет?» Моим инновационным подходом стало то, что эту игру можно брать с собой домой, что позволяет не только закрепить материал, но и укреплять связи между ДОУ и семьей.
Детям очень нравится наш музыкально-театральный уголок. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. С детьми провожу музыкальные игры «Тихо - громко», «Оркестр». Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра. В уголке есть пальчиковый, бумажный театр, маски для игр-драматизаций.
Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья. У нас есть костюм красной шапочки, доктора, кикиморы, фартучки. Мы планируем сшить разноцветные юбочки, штанишки, из коробочек от киндер-сюрпризов сделать бусы, приобрести много разнообразных сумочек.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: для мальчиков – «Мы шоферы» (рули, машины, для девочек – «Дочки-матери» (куклы, кроватка, коляски, одежда для кукол). Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.
Уголок природы расположен у окна, здесь я создала условия для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Я отделила уголок природы забором с калиткой, которая закрывается на крючок. Малыши очень любят открывать и закрывать калитку, что вызывает у них положительные эмоции, а также развивает мелкую моторику. Вместе с детьми мы ухаживаем за растениями, изучаем их части и названия.
В уголке помещены наборы картинок: животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т. д.).
Любят дети уголок уединения. Он в моей группе полифункциональный, его можно использовать как «уголок семьи», «театральный уголок», и можно просто посидеть в нем в одиночестве, если взгрустнулось и отдохнуть.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.