Гулия Батраева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация развивающей среды в нашей средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
При построении развивающего пространства в группе соблюдали ряд педагогических принципов:
Содержательно – насыщенность - это разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе. Они должны соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» размещена в разделах
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, мягкие модули, ширмы и т. д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).
Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Развивающая предметно-пространственная среда организована с учетом ФГОС, где четко прослеживаются все пять образовательных областей:
социально-коммуникативное;
познавательное;
речевое;
художественно-эстетическое;
физическое.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Для решения этих задач в группе созданы :
В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Атрибуты для игр располагаются в местах, легкодоступных детям.
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащн необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет ПДД с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве.
Центр природы «Мы познаем мир». Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки). Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности «Почемучка», «Из чего сделаны?», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов. Важным составляющим центра природы является календарь природы и погоды. Планируем оформить макеты (домашние животные и насекомые).
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (камни, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, лейки, воронки и т. д. В процессе экспериментальной деятельности ведутся дневники наблюдений, в которых фиксирует сделанные детьми выводы. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
Патриотический уголок, расположенный в учебной зоне, отражает приоритетное направление развития детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, посёлка. Оформлены альбомы «История Новоспасского», «Я живу в поселке Новоспасское», «Моя семья».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; знакомство с книжной культурой и детской литературой.
Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказкам. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке ИМЕЮТСЯ фотографии писателей, с творчеством которых дети знакомятся и их литературные произведения. Так же в уголке есть дидактические игры для развития мелкой моторики «Шнуровки» и пазлы.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки.
«Музыкально — театрализованный центр» - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, музыкальные инструменты.
Центр «Творческая мастерская». В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага,трафареты, картон, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Центр «Если хочешь быть здоров!». Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Для игр подобраны мячи разных размеров, мешочки с песком, кольцеброс, кегли, обручи, скакалка, атрибуты для подвижных игр. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности и желания ходить в детский сад.