Полосина Анна
Организация оценки индивидуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация оценки индивидуального развития детей
В своей работе руководствуюсь Адаптированной образовательной программой ДОО, составленной на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, с учетом примерной Комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, так же с учетом Комплексной образовательной программы для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет (Н. В. Нищева). В рамках педагогической диагностики (сентябрь, январь, май) провожу оценку индивидуального развития воспитанников, позволяющую мне определить особенности, динамику развития каждого из них для построения образовательной траектории или коррекции их развития, для оптимизации работы с группой детей.
Публикация «Организация оценки индивидуального развития детей» размещена в разделах
Для успешной дифференцированной коррекционной работы использую различные методы оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, которые подбираю в соответствии с условиями, этапом, предметом исследования, возрастом детей.
Исходя из цели, наблюдение использую выборочное (фиксирую отдельный показатель, например правильное звукопроизношение); скрытое (наблюдение за детьми в естественной обстановке, дети при этом ведут себя более свободно, что дает достоверные результаты); спровоцированное и включенное наблюдение (возможность оценить развитие ребенка по актуальному в данный момент направлению); систематическое (несколько раз в течение определенного периода). Составляю план наблюдения за конкретной деятельностью воспитанника, фиксируя особенности поведения, общения, речевой деятельности и др.). Таким образом, с помощью наблюдения получаю достаточно полную картину развития ребенка.
Наблюдение (аутентичное) – основной метод. Использую для изучения особенностей развития ребенка по различным направлениям: социально-коммуникативное развитие (общение со сверстниками, игра, художественно-эстетическое развитие, а также для изучения отдельных компонентов физического, познавательного, речевого развития Выявляю цель, предмет наблюдения, разрабатываю план, определяю способы фиксации данных, затем анализирую. Наблюдение провожу в системе: начало, середина, конец года. При необходимости наблюдения повторяю, что дает получение достоверных данных Заполняю карты наблюдений на каждого воспитанника, с рекомендациями и выводом по каждому критерию. Планирую и провожу повторные наблюдения, они помогают мне уточнить сведения, увидеть динамику, сравнить с предыдущими данными
Беседа. Использую для уточнения и систематизации представлений детей по основным направлениям развития. Беседа эффективна при изучении тех компонентов, которые слабо просматриваются в наблюдении: по познавательному и речевому направлению (например, выявление нарушений грамматического строя речи). Целенаправленно сформулированные вопросы беседы дают детям возможность проявить способности, активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы Для эффективного использования разрабатываю план беседы. Для повышения заинтересованности ребенка ставлю вопросы проблемного характера, мотивирую через игру. Беседу провожу как индивидуально, так и с подгруппой детей (при условии единых задач). Ответы заношу в протокол Составляю анализ динамики развития либо причин ее отсутствия. Выявляю проблемные зоны развития, планирую пути коррекции. Фиксирую в протокол беседы основные ответы детей (исходя из задач беседы, преобладающие особенности поведения
Создание диагностических (проблемных) ситуаций. Использую как отдельный метод, так и в сочетании с наблюдением, беседой, для повышения эффективности методов, и получения более точных данных по узким направлениям (например, особенностей физического или математического развития) На основе противоречия создаю диагностическую (проблемную) ситуацию, требующую разрешения, мотивирую ребенка на ее разрешение. Использую индивидуально и в подгруппах Планирую формы развития и коррекции ребенка на основе заполненной таблицы (темп работы, степень самостоятельности ребенка, наличие речевой активности, нестандартность решения и пр.)
Анализ продуктов деятельности. Преимущественно применяю с целью изучения личностных особенностей ребенка, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития. Провожу анализ, выявляю динамику с помощью сравнения работ ребенка, с предыдущими. Определяю особенности моторики, выбор материалов, техник исполнения. Использую данные «индивидуального портфолио» ребенка (продукты деятельности, фото, описание, анализ, рекомендации, при составлении маршрута развития.
Использую дополнительные методы: метод интервью (по системе «вопрос-ответ») для получения данных о наличном индивидуальном развитии); методы изучения познавательных способностей (памяти, внимания, воображения и пр.); метод социометрии (для выявления качеств личности, особенностей общения, корректировки взаимоотношений в группе) отслеживание результатов освоения детьми образовательной программы (выявление индивидуального темпа деятельности). Затем анализирую полученные данные по каждому методу в сводных картах индивидуального развития с акцентом на динамику, с описанием возможных причин ее отсутствия, составляю рекомендации для учета этих особенностей в образовательной деятельности, организации работы в подгруппах.