Инна Вэнго
Анализ состояния внутригрупповой системы оценки качества индивидуального развития воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ состояния внутригрупповой системы оценки качества индивидуального развития воспитанников
Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество «не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».
Публикация «Анализ состояния внутригрупповой системы оценки качества индивидуального развития воспитанников» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества.
Таким образом, организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания : семьи, школы, средства массовой информации и прочих.
В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
Важнейшим компонентом воспитательной системы является создание благоприятных условий для формирования личности ребёнка в системе интерната семейного типа. Именно интернат семейного типа есть и будет важнейшей сферой формирования личности и главным институтом воспитания, отвечающим не только за обучение и воспитание, но и за создание определённого образа жизни человеческого общества и учёта формирования полноценного - этнического самосознания. Одной из важнейших причин высокой эффективности народной педагогики является то, что специфические педагогические методы и средства воспитания (труд, игра, наставления, поощрение и т. д.) осуществлялись лишь по определенной форме северной народной жизни весьма благоприятной для воспитания.
Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей. При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
• изучение документов, личных дел;
• знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
• изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
• диагностические исследования.
Индивидуальная форма организации деятельности воспитанников дает возможность индивидуализировать процесс обучения и воспитания, учитывать особенности воспитанников, формирует опыт самостоятельной познавательной деятельности, потребность и готовность к самообразованию, способствует воспитанию самостоятельности, организованности воспитанников.
Учёт индивидуальных особенностей воспитанников, их склонностей, интересов и способностей даёт возможность успешнее содействовать развитию детей.
Исходя из целей и задач воспитательной работы нами были определены приоритетными направления воспитательной деятельности группы (семьи) № 1: гражданско-патриотическое, познавательное, спортивно-оздоровительное, нравственно-эстетическое, трудовое, профилактика правонарушений, работа с родителями. Подводя итоги воспитательной работы за 2014\2015 учебный год, следует отметить, что воспитатели стремились успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные задачи:
-работа над сплочением детского коллектива;
-формирование гражданственности и правового сознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности;
-профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ;
- индивидуальная работа;
-работа с родителями.
Основные направления нашей воспитательной работы, это изучение личности ребенка путем наблюдения за детьми, бесед, проведение воспитательных мероприятий, расширяющих кругозор детей, развитие умственных и художественных способностей. Помощь детям в учебном процессе, активное участие детей в общественной жизни группы (семьи) и школы, проводили работу по усвоению правил для воспитанников, укрепляли детский коллектив, работа велась над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела, воспитывалась личность безопасного типа, продолжали работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учили заботиться об охране и укреплении своего здоровья. Свою работу начинаем с диагностики по изучению потребностей, склонностей детей, изучение семей воспитанников. Знание диагноза, изучение семейно-бытовых условий помогает воспитателю лучше понять психическое состояние и особенности поведения воспитанника, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при воспитании. Стремимся успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Мы используем различные методы и формы воспитательной работы.
Велась систематическая работа по вовлечению детей и во внеурочную деятельность, что дало положительные результаты. В течение всего учебного года велась работа по формированию коллектива группы (семьи) через активизацию деятельности каждого ребенка. Для этого проводились внеклассные мероприятия, экскурсии и прогулки, конкурсы рисунков и поделок, праздничные программы, направленные на решение конкретных задач.
Наши ребята в течение прошедшего учебного года принимали активное участие в проведении игр, развлекательных программах, конкурсах по всем предметам в рамках проведения традиционных предметных недель в школе так и в общеинтернатских мероприятиях, что является отличным примером единства учебной и воспитательной деятельности детей. Так за учебный год мы участвовали во всероссийских, федеральных конкурсах получили дипломы и сертификаты.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья воспитанников являются одной из важнейших задач. Ребята принимали активное участие во всех спортивных мероприятиях, проводимых в школе («День здоровья», «Веселые старты», беседы, мероприятия по безопасности и охране здоровья, физминутки на уроках и на самоподготовке, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости). В группе (семье) работает клубная деятельность «Мэбетако» и «удакова». В целом цели и задачи по организации внеурочной деятельности выполнены. Воспитание здорового образа жизни у воспитанников являлось важнейшим звеном в системе воспитательной работы. В этом году была проведена большая работа, которая способствует укреплению здоровья обучающихся, формированию у воспитанников потребности здорового образа жизни, формированию навыков личной и общественной гигиены, профилактике вредных привычек.
Положительную опору имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Проводилась постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликтов, создание в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений, индивидуальных особенностей и проблем в общении. С детьми проводились беседы по этикету поведения в общественных местах, работа по вовлечению в активную внеурочную деятельность. Все охвачены поручениями с учетом их интересов, все это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Результат: чувствуется, что воспитанники меняются в лучшую сторону, стараются стать добрее, поведение их становится осознанным и сознательным. В результате в группе сформировался коллектив, объединённых общей целью – сделать жизнь в интернате интересной и запоминающейся. В группе сложилась доброжелательная обстановка, взаимопонимание и тесное сотрудничество воспитанников и воспитателей.
Вывод: Учёт индивидуальных особенностей воспитанников, их склонностей, интересов и способностей даёт возможность успешнее содействовать развитию детей. План воспитательной деятельности в группе (семье) является перспективным, он был направлен как на отдельного воспитанника, так и на всю группу (семью) в целом. При составлении планов воспитательной работы мы использовали подходы в планировании работы с группой (семьей, основанные на анализе воспитательной деятельности с позиций личностно-ориентированного подхода. Есть необходимость работать над повышением уровня воспитанности у детей группы : как среднего звена, так и старших, формировать у детей основы культуры поведения. Еще не у всех воспитанников сформировано чувство сознательной дисциплины. Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива группы, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, а основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психофизическим особенностям детей.
В новом учебном году необходимо:
1. продолжить работу по формированию коллектива группы (семьи, через активизацию деятельности каждого ребенка,
2. продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе.
3. продолжить развитие способностей, формирование эстетических потребностей и вкусов, сознательной дисциплины.