Светлана Белоусова
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Я представляю Вашему вниманию опыт своей работы по организации развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3-4 лет в соответствии с ФГОС ДО
Слайд 3.
Работа по организации развивающей предметно-пространственной среды включает в себя наличие следующих условий:
1. Научно-исследовательские условия
2. Методические условия
3. Организационно-педагогические условия
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы прошлого века.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Понятие «развивающая предметная среда официально в терминологию системы образования было введено после 1988 года.
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях педагоги, имена которых вы видите на слайде.
Слайд 4.
В связи с введением ФГОС ДО возникла проблема соответствия развивающей предметно-пространственной среды группы.
Мной был проведен анализ организации развивающего пространства в группе.
В результате анализа на 1 сентября 2015 г. обозначились следующие проблемные моменты: в группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести, не всегда учитывается принцип построения среды, не в полной мере представлен качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий.
Для решения данной проблемы мной был разработан паспорт второй младшей группы и план пополнения РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Слайд 5.
Согласно п. 3.3.4 требований к условиям реализации общеобразовательной программы, при создании предметно-развивающей среды развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной
В своей работе использовала методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста Карабановой О. А.
Слайд 6.
При организации развивающей предметно-пространственной среды, я поставила перед собой следующую цель: организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения.
И следующие задачи: создание условий для обеспечения разных видов деятельности детей с учетом полоролевых и возрастных особенностей; создание условий для эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; привлечение семей воспитанников к активному участию в организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
Слайд 7.
Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы организована с учетом следующих направлений развития. Их можно видеть на слайде.
Слайд 8.
Основной задачей социально-коммуникативного направления развития является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Слайд 9.
Центр для девочек и мальчиков обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно- ролевых игр.
Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же проводятся игры драматизации по знакомым сказкам.
Слайд 10.
Выражен полоролевой подход: есть контейнер с инструментами для мальчиков, имеются полифункциональные предметы: мячик может превратиться в киви, баночки с йогуртом в микрофон, в гантели, коробочки из-под сока в шоколадки, печенье. Имеется коробка с предметами-заместителями, для детей коробка с волшебными предметами.
Слайд 11.
Центр безопасного дорожного движения оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, деятельности для закрепления знаний ПДД. Это всевозможные игрушки транспортные средства, светофор, макет улицы, дорожные знаки. Мягкие модули-светофор легко трансформируются, можно использовать в качестве разделителей пространства.
Слайд 12.
В центре эмоций дети выбирают эмоцию, в соответствии с их настроением, имеется дидактическое пособие, где дети самостоятельно могут подобрать эмоции к героям различных сказок.
Слайд 13.
Целью познавательного направления является развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Слайд 14.
Во время совместного ухода за растениями дети учатся правильно ухаживать за комнатными растениями в зависимости от строения листьев, чему им помогают схемы. Также схемы помогают детям запомнить и более осознанно участвовать в уходе за комнатными растениями. Присутствует природный материал, который полифункционален, дети могут использовать его как дополнительный материал при лепке, для развития мелкой моторики, ну а так же как любой предмет-заместитель.
Слайд 15.
Для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе и в целях развития их интеллекта, мы создали «Мини-лабораторию».
В процессе проведения несложных опытов, мы вместе с детьми определяем свойства воды: предлагаем игры «Цветная водичка», «Мир в цветном стекле», «Волшебный песок» и др. Для экспериментальной деятельности имеется оборудование, позволяющее в более доступной форме познакомить малышей с этим видом деятельности: сачки, формочки различной емкости (для наливания и переливания, лодочки, камешки; для игр с водой имеются резиновые игрушки черепахи, крабы, рыбки, лягушки, заводные игрушки.
Слайд 16.
В центре сенсорики представлен дидактический материал на развитие у детей умения определять и называть цвет, форму, величину предметов, на развитие мелкой моторики, многие пособия изготовлены своими руками.
Слайд 17.
В центре конструирования имеется материал для строительных игр (большой пластмассовый конструктор, пирамидки, кубики, схемы простых построек (мебель, дорожка, заборчик, машина, домик). Имеются мягкие модули, которые легко переносятся в любую часть группы, дети с большим удовольствием строят из него машину, кораблик и др. Содержимое центра позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе.
Слайд 18.
Цель данного направления формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Слайд 19.
На удобных для детей полочках расположены предметные и сюжетные картинки, сказки и рассказы для малышей, есть герои мультфильмов игрушки, с которыми дети разыгрывают сценки. Здесь дети с удовольствием листают любимые книги. Происходит постоянное обновление книг.
Слайд 20.
Центр дидактической игры представлен разнообразным видом мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу игрушки, развивающие игры, направленные на развитие речи.
Слайд 21.
Основная цель художественно-эстетического направления- развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Слайд 22.
На полках размещены различные изобразительные материалы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, трафареты, штампы и многое другое располагают к активной творческой деятельности.
Слайд 23.
Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами, такими, как: металлофон, бубен, колокольчики, пианино, дудочка, гармошка, балалайка. Некоторые инструменты сделаны руками родителей, что вызывает еще больший интерес у детей.
В театральном центре размещается маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: плоскостной, пальчиковый, настольный, волшебный сундучок.
Слайд 24.
Цель данного направления гармоничное физическое развитие, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование основ здорового образа жизни.
Слайд 25.
Центр спорта пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть массажный коврик, гимнастические палочки, резиновые мячи разного размера, султанчики, вертушки и др. Здесь дошкольники могут закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением вперед, игры с мячом, метание в цель и другие движения. Трансформируемость центра выражена в таких предметах как дуги, скакалки, веревки, которые могут быть разделителями пространства.
Слайд 26.
На основе проведенной работы, взаимодействия с родителями, на 1 сентября 2015 года РППС созданы условия для обеспечения разных видов деятельности детей с учетом полоролевых и возрастных особенностей; созданы условия для эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности детей. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью, удобством размещения материалов.
Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: реже ссорятся из-за игр, игрового пространства, поскольку увлечены деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнедеятельности, желании посещать детский сад.
Слайд 27.
РППС группы значительно пополнилась.
Были изготовлены различные дидактические игры и пособия на развитие речи, сенсорного развития, моторик рук. Выполнено декоративное оформление центров развития. И в данный момент решаются все 5 направлений развития.
Слайд 28.
В дальнейшей работе я планирую и дальше организовывать РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО задействовать в работе по организации РППС воспитанников и родителей, подготовить презентацию группы для родителей, распространить свой опыт в СМИ.