Ирина Солдатова
Программа кружка развивающих игр «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные соци-окультурные и образовательные потребности детей.
Публикация «Программа кружка развивающих игр „Умники и умницы“ для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Существенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Развивающие игры», рассчитанная на детей от 3-х до 7 лет. Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х. Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д. Обратимся к некоторым из них далее.
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Цель программы - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развивающих игр.
Основными задачами являются:
1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста :
1. Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.
3. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
4. Закрепление детьми математической терминологии.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Обучение детей происходит поэтапно :
1 этап – 3-4 года,
2 этап – 4-5 лет,
3 этап – 5-6 лет,
4 этап - 6-7 лет.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Предполагаемый результат - развитие познавательных процессов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; воспитание творческой личности, у которой в достаточной мере будут развиты способность к рациональной организации деятельности, к сотрудничеству.
Для реализации поставленной цели были созданы условия осуществления программы :
1. Организация непосредственной образовательной деятельности.
Непосредственная образовательная деятельность детей организуется по четырёхгодичной программе с 3-х летнего возраста в форме кружковой работы. В занятиях участвует подгруппа детей 5 – 10 человек.
Длительность непосредственной образовательной деятельности один раз в неделю в группе составляет:
3-4 года - 10-15 минут
4-5 лет - 15-20 минут
5-6 лет - 20-25 минут
6-7 лет - 25-30 минут
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.
Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:
А) Непосредственная образовательная деятельность в форме игры.
Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.
Б) Непосредственная образовательная деятельность в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы, направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.
В) Непосредственная образовательная деятельность в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно–познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
2. Создание предметно-развивающей среды.
Кружковая работа организуется в специально отведенном кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования развития познавательных процессов в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам диагностирования можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период. Диагностика представлена в приложении № 1.
Учебно – тематический план
Содержание рабочей учебной программы Объем учебной нагрузки по программе
(количество занятий)
Младшая группа Средняя
группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
Педагогическая диагностика 8*15=
120 мин. 8*20=
160 мин. 8*25=
200 мин. 8*30=
240 мин.
Блоки
Дьенеша
7 *15 мин.
= 105 мин.
4*20 мин.
= 80 мин.
4*25 мин.
= 100 мин.
4*30мин. =
120 мин.
Игры
Воскобовича
7 *15 мин.
= 105 мин.
11*20 мин. =220 мин.
8*25 мин. =200 мин.
8*30 мин. =240 мин.
Игры
Никитина
6 *15 мин.
= 90 мин.
5*20 мин. =100 мин.
3*25 мин.
=75 мин.
3*30 мин.
=90 мин.
Палочки
Кьюизенера
6 *15 мин.
= 90 мин.
4*20 мин.
= 80 мин.
6*25 мин. =150 мин.
6*30 мин. =180 мин.
Головоломки
-
1*20 мин.
= 20 мин.
3*25 мин.
= 75 мин.
3*30 мин.
=90 мин.
Лабиринты
-
1*20 мин.
= 20 мин.
2*25 мин.
= 50 мин.
2*30 мин.
= 60 мин.
Всего занятий в год
34*15
= 510 мин.
34*20
=680 мин.
34*25
= 850 мин.
34*30
= 1020 мин.
5. Показатели результативности реализации программы
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом:
- на 1 этапе - удерживает внимание на 10-15 мин.
- на 2 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин.
- на 3 этапе - удерживает внимание на 20-25 мин.
- на 4 этапе - удерживает внимание на 25-30 мин.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
2. Развитие памяти.
Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать:
- на 1 этапе – 3-4 из них;
- на 2 этапе – 4-5 из них;
- на 3 этапе – 5-6 из них;
- на 4 этап – 6-7 лет из них.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
3. Развитие восприятия.
Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - критерий не проявляется;
2 балла – критерий проявляется частично;
3 балла – критерий проявляется (согласно норме).
4. Развитие воображения.
Ребенку предлагается выполнить:
на 1 этапе – «Преврати кружочек»,
на 2 этапе – «Придумай игру»,
на 3 этапе – «Дорисуй элемент»,
на 4 этапе – «Сочини сказку».
Задание оценивается по трехбалльной системе:
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
5. Развитие мышления.
Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:
1. «Чего не хватает на рисунке?»
2. «Что лишнее на рисунке?»
3. «Раздели на группы и назови одним словом»
4. «Сложи картинку»
5. «Что перепутал художник?»
6. «Продолжи ряд»
7. «Заплатки к коврикам»
8. «Что сначала, что потом?»
9. «Так бывает или нет?»
Наполняемость заданий должна соответствовать возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.
Например, при выполнении задания «Сложи картинку», на 1 этапе предлагается составить картинку из 4 частей, на втором – из 6 частей, на 3 – из 8 частей, на 4 – из 10 частей.
Оценивание проходит по трехбалльной системе:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы :
2,45 – 3 балла – высокий уровень
1,9 – 2,4 – средний уровень
1,85 и ниже – низкий уровень
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Список используемой литературы.
1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
2. Воскобович В. В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
4. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
5. Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : «Просвещение», 1985.
7. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
8. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
9. Смоленцова А. А. ,Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С. - П-б. «Детство – Пресс» : 2004
10. Финкельштейн Б. Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера. - ООО «Корвет» : СПб, 2003.
11. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
12. Б. Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
13. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
14. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н., Харько Т. Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
15. Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
16. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
17. Т. М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.