Лучший педагог года

Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников

Королева Мария Сергеевна
Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Считается, что это система естественного оздоровления организма. Ее можно отнести к к альтернативному направлению медицины, которая лечит не конкретное заболевание, а организм человека в целом, включая его тело, душу, эмоции. Поэтому для оздоровления она использует собственные резервы организма и рассматривает тело человека как единый механизм.

Первое упоминание об этой науке в наше время относится к 60-м годам XX века.

Публикация «Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников» размещена в разделах

Её основателем принято считать Джорджа Гудхардта. Какие задачи стоят перед кинезиологией? Кинезиология не лечит болезни. Очень важно понимать, что кинезиология не является полной заменой медицине, психологии, психотерапии. Она может выступать в качестве хорошего дополнения к медицине, психологии или психотерапии. С помощью кинезиологии можно : снять острый стресс; вернуть человеку уверенность в себе, поддержать его авторитет; выбрать оптимальную для человека профессию; решить проблемы общения внутри семьи, между супругами, с детьми и со старшим поколением; разрешить конфликты на работе; избавиться от комплексов в общении с противоположным полом; выяснить причины хронической усталости, депрессии, бессонницы, плаксивости, апатии; разрешить давние проблемы со здоровьем, хроническими заболеваниями; помочь детям с обучением в школе, вернуть усидчивость, скорректировать поведение; подобрать индивидуальную диету, составить индивидуальный список полезных для здоровья человека продуктов; рассчитать режим физических тренировок и позволительную степень нагрузки и многое другое. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. Необходимо отметить, что современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей (т. е. праворуких). Происходит чрезмерная стимуляция ещё не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. В настоящее время в детской популяции с каждым годом все более возрастает количество правополушарных детей (до 40%). Однако программы обучения и воспитания с каждым годом становятся все более аналитичными, речевыми и алгоритмичными (для левополушарных). В таких условиях правополушарные дети оказываются в стрессовой ситуации, так как методы обучения не соответствуют функциональной активности их головного мозга. Поэтому, необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости, является полноценное развитие межполушарного взаимодействия. Кроме пальчиковых игр, педагоги применяют дыхательные упражнения, двигательные упражнения и растяжки мышц. Упражнения для дошкольников требуют от педагогов знания всех приемов и умения в точности донести их до сознания детей, так как максимально правильное выполнение упражнений способствует интенсивным изменениям в организме человека. В комплексы упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная слабость). Снеговик Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твёрдое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребёнок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и гонит лёгкое облачко по небу. Дерево Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево. Тряпичная кукла и солдат Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперёд и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой до тех пор не расслабятся. Сорви яблоки Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растёт яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда их достать не удаётся. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Поднимите как можно выше левую руку и сорвите яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперёд, положите яблоко в стоящую перед вами корзину и выдохните. Теперь вы знаете что вам надо делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Свеча Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Кулачки Сжать пальцы в кулак с загнутыми внутрь большими пальцами. Сделать выдох, не торопясь сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, сделать вдох. Повторить 5 раз с закрытыми глазами. Дышим носом Исходное положение – стоя или лёжа на спине. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Ныряльщик Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох. Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения. Движения по четырём направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях. Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком. Движения глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох и т. д). Горизонтальная восьмёрка. Закрыть глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами горизонтальную восьмёрку. Следуйте закрытыми глазами за движениями пальцев. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Продолжайте рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохните и откройте глаза. Взгляд влево вверх Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш и вытянуть её в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на прямо перед собой. (7 с.) упражнение выполняют 3 раза затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется. Глаз – путешественник Развесить в разных углах и по стенам помещения различные рисунки игрушек, животных и т. п., исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем. Двигательные упражнения Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения. Кулак – ребро – ладонь Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно. Колечко Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно (8-10 повторений). Зеркальное рисование Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. Лягушка Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук.

Совмещать движением языка влево, вправо (8-10 повторений). Перекрёстные движения способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Ухо – нос Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Мельница Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперёд, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 мин. Дыхание произвольное. Перекрёстное марширование Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноимённого колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. Робот Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги. Маршировка Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки. Релаксация телесная способствует расслаблению, снятию напряжения. Огонь и лёд По команде «Огонь» – интенсивные движения телом, по команде «Лёд» – замереть, сильно напрягая мышцы. Выполнить 6-8 раз. Дирижёр Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течёт сквозь тело дирижёра, когда он слышит все инструменты и ведёт их к чудесной общей гармонии. Если хотите, то можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной энергией. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как

будто вы управляете оркестром. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все ваше тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Путешествие на облаке Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушисто облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно точнее. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное, волшебное… теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно вас так хорошо покатало. Теперь понаблюдайте как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Ковёр – самолёт Лёжа на спине, (опустив голову на парту) глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Представьте, что мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра. Постепенно ковёр- самолёт начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза… потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза. Одной из нетрадиционных технологий в рамках кинезиологии является Су –Джок терапия, которая была разработана южнокорейским учёным и профессором Пак Чжэ Ву. Она включает в себя приёмы и восточной медицины, и акупунктуры. В переводе с корейского Су - обозначает кисть, Джок - стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Достоинства Су – Джок: - Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект. - Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно. - Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь. Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. прилив тепла и лёгкое покалывание. Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите Приемы Су – Джок терапии: Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом. Массаж стоп. Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Рассмотрим некоторые формы работы с детьми: 1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом) Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке) Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью) Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально) И ладошки согревать. Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально) Сильней на шарик нажимаем. Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки) Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке) В руку правую возьмём вкулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке) В руку левую возьмём, В кулачок его сожмём. (Выполняем движения в соответствии с текстом) Мы положим шар на стол И посмотрим на ладошки, И похлопаем немножко, Потрясём свои ладошки. «Шарик» Шарик я открыть хочу. Правой я рукой кручу. Шарик я открыть хочу. Левой я рукой кручу. Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика. 2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики) «Дорожка» Кольцо на пальчик надеваю. И по пальчику качу. Здоровья пальчику желаю, Ловким быть его учу. 3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш) Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец) Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Публикации по теме:

Фотоотчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников»Фотоотчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у младших дошкольников» Моя тема по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у младших дошкольников» Актуальность выбранной темы:.

Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. Игры и упражнения для детей старшей группы Найди игрушку В игре могут.

Презентация «Кинезиологические упражнения, как технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников» "Рука является вышедшим наружу головным мозгом" Кант И. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макетирование как средство развития творческих способностей дошкольников Подготовили: Блюмова Т. А воспитатель 1 квалификационной категории, Кашлач Е. В. воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ № 1 г Апатиты.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Составитель: музыкальный руководитель Христенко.

Объёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольниковОбъёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Опыт работы «Лепка как средство развития творческих способностей дошкольников» Подготовила: Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону Волгоградской области СЛАЙД №1 С начала.

Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников Куликова С. М МКДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск "Занимательные задачи и упражнения, как средство формирования и развития логического.

Театрализованная деятельность как успешное средство развития музыкальных и творческих способностей дошкольников  Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 12:02
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиологические упражнения как средство развития умственных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Королева Мария Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД