Балкарова Ирина
Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»
«Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет нашу «взрослую» судьбу.
Публикация «Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах
Еще Л. Н. Толстой писал: «Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.»
Конечно, это некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает, поэтому очень важно расширять этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно раньше, в раннем детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.
«То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы» - предупреждал В. А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое. Будущее страны – это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас.
Поэтому особо актуальным представляется поиск, разработка новых технологий интегрированного подхода к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. Несомненно, искусство – это источник формирования творческих способностей ребенка. Литература, живопись, музыка, скульптура, народное творчество пробуждают творческое начало, формируют и развивают человека разносторонне. У искусства свой особый предмет для «разговора» : человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы.
Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец – движением, поэзия играет смыслами, заключенными в созвучиях языковых форм. Само же чувство, передаваемое разобщенными художественно-эстетическими средствами, на зрительные, слуховые и двигательные ощущения не разложимо. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит картину, подстраивается к ее изображению. Погружаясь в атмосферу застывшего времени, он «оживляет» ее, подключая через воображение другие органы чувств (обоняние, вкус, кинестетику).
По мнению музыковеда Л. Сабанеева, всякое художественное произведение синтетично, так как рождается в сферах ощущений, не затронутых именно этим искусством.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
В. А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка… Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка.
Она способна пробудить энергию, мышление даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции.
«Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека. Роль музыки здесь очень велика», - отмечал Д. Б. Кабалевский.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они сталкиваются в жизни.
Цель музыкально-эстетического воспитания очевидна: без натаскивания и муштры, естественно и непринужденно, создавая активный интерес к музыке, обеспечивая положительные эмоции, через красоту музыки найти путь к доброму сердцу и раскрыть в каждом ребенке его творческий потенциал и духовные силы.
Музыкальное воспитание ребёнка не может рассматриваться в отрыве от других видов художественной деятельности. Как известно, восприятие музыки требует у ребёнка накопления определённого жизненного и художественного опыта. Этот опыт накапливается благодаря взаимосвязи музыкальной деятельности с другими видами художественной деятельности ребёнка- изобразительной, художественно-речевой, театрализованной.
Музыка может звучать не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, на физкультурных занятиях и др. Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей мы придаём интергации всех видов искусств и художественно-творческих деятельностей ребёнка.
Рассмотрим понятие «интеграция» .
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова :
Интеграция-объединение в целое каких-либо частей.
«Советский энциклопедический словарь» :
Интергация- понятие, означающее связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а так же процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
«Словарь иностранных слов» :
Интергация- восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
Таким образом, интеграцию в искусстве мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.
Она должна охватывать все виды художественно-творческой деятельности ( разнообразные игры: дидактические, игры-драматизации,
сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную).
Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.
При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, других средств эстетического воспитания, всё содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Вместе с тем какое-либо тематическое содержание всегда выступает в роли стержневого. Именно вокруг этого стержня объединяются другие формы работы, виды искусства и художественной деятельности. Для детей дошкольного возраста, особенно младшего, чаще всего таким стержнем является игра.
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности.
• В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
• В театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
• В изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм, лепка (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине, аппликация (форма, цвет, композиция) и др.
• В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенного понимания того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.
Например, образ осени представлен в произведениях поэтов:
И. Бунин «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над пестрою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, часть оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Или А. С. Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
….
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор…
Знакомство детей с картинами Левитана, музыкой Чайковского, Вивальди из цикла «Времена года» позволяет им воспринимать образ осени в живописи, музыке, поэзии, созданный художниками, поэтами, композиторами средствами средствами художественного слова, изобразительного искусства и музыкальной выразительности.
В настоящее время интегрированные занятия в дошкольных учреждениях стали пользоваться большой популярностью.
С чем это связано?
Многие классики педагогической мысли всегда уделяли интеграции большое внимание. Например, Д. Локк утверждал, что один предмет должен пополняться элементами и фактами другого.
И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и обратил внимание на особую опасность отрыва одного предмета от другого.
Я. А. Каменский также считал, что установление связей между учебными предметами необходимо для обеспечения процесса целостности обучения, в котором «Все – и самое большое, и самое малое должно быть так соединено между собой, чтобы образовать единое целое».
Исходя из этого, можно сделать вывод:
Интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение, сближение отдельных курсов в целое.
Итегрированное обучение одновременно является и целью, и средством обучения. Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии. Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний и представлений.
Для чего же нужна интеграция?
В современной жизни взрослые желают как можно скорее двинуть ребенка вперед, развить его умственно, сообщить ему побольше знаний, словом, дать ему гораздо больше, чем может воспринять его неокрепший мозг. Такие перегрузки могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.
• Не перегружать
• Не переутомить новыми впечатлениями
• Не отбить желание познавать
• Не повторяться –
Вот принципы, которые должен учитывать педагог при составлении интегрированных занятий. Преимущество интегрированных занятий в том, что они позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Итак, интегрированное занятие основывается на взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении различных искусств и видов детской деятельности, работающих на создание одного образа.
В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, двигательной (решение задач физической культуры). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.
Так, если на занятии дети привлекаются к слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, элементарному музицированию, музыкальному творчеству, то они, несомненно, глубже осознают основные средства музыкальной выразительности: мелодию и ритм.
Подобный подход приемлем и для других видов художественно-эстетической деятельности : изобразительной, театрализованной.
Диапазон тем интегрированных занятий очень широк и может осуществляться в разных вариантах:
• Отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного)
• Блоки занятий, объединенные по наиболее интересным для детей темам : «Зоопарк», «Любимые сказки» и др.
• Блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей, музыкантов, художников и их произведениями
• Блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой
• Блок занятий по ознакомлению с народным творчеством
• Блок занятий по нравственному воспитанию
Планируются интегрированные занятия в соответствии с программой музыкальной, художественно-речевой и изобразительной деятельности.
Для того, чтобы провести интегрированное занятие, необходимо правильно подобрать произведение искусства (литературы, музыки, живописи). Они должны отвечать следующим требованиям:
• Высокая художественная ценность произведения
• Доступность произведения искусства детскому пониманию
• Реалистичность произведений художественной литературы, живописи
• Привлекательность для детей – следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Интеграция предполагает создание условий для проведения занятий :
Для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески-продуктивную деятельность дошкольников : рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение, посев семян – цветочных, злаковых, сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации.
Интегрированные занятия, как более сложные по насыщенности, требующие серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность составляет 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и возраста детей.
Заключение
Интегрированные занятия способствуют более глубокому освоению детьми художественной культуры, формированию у них художественно-творческих способностей и одаренности, обогащает знания детей об окружающем мире, способствуют развитию творческого мышления, формирует яркие положительные эмоции у детей в процессе их взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.