Алена Салмина
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Образовательная деятельность в разновозрастной группе детей с ОВЗ строится на основе адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, но при этом учитываются особенности совместного пребывания детей разного возраста. Воспитательно - образовательная работа осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т. д., а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.
Публикация «Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, определять методы и приёмы обучения в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала. При планировании и организации занятий необходимо также соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий в соответствии с требованиями СанПиНа).
Соблюдая данные требования, одна возрастная группа должна заниматься не более 20 мин., а другая – 25 мин. или – 30 мин. Следовательно, дети помладше или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них, в этом случае большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. В нашей практике с детьми помладше занятие заканчивалось раньше, и они оставались тут же в групповой комнате, но уже под присмотром младшего воспитателя. Детям предлагались дидактические и строительные игры, раскраски.
В разновозрастной группе используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации образовательной деятельности.
На фронтальных занятиях решаются задачи общего характера. При этом занятие посвящено только одному разделу программы, а задания дифференцирутся для каждой возрастной подгруппы. Фронтально мы организовывали такие занятия как аппликация, конструирование, лепка, рисование и физическое развитие. Воспитатели тщательно продумывали и подбирали дидактический, наглядный и речевой материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей. Например, детям помладше предлагались индивидуальные речевые таблички – названия оборудования, объектов окружающего мира, задания меньшего объёма и сложности, а детям постарше давались слова - поручения в устно-дактильной форме, требовались отчёты о выполненном действии, более объёмные и усложнённые задания. Однотемные занятия в данном случае наиболее целесообразны и эффективны. К таким занятиям легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия предоставляют возможность воспитателю рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способа выполнения. Например, на одном из занятии по аппликации мы учим детей помладше правильно держать ножницы, вырезать простые фигуры, картинки по контуру (или давались готовые вырезанные формы, наклеивать их, а у детей постарше закрепляем умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополнять её.
Но не все занятия проводились одновременно со всеми воспитанниками. Согласно учебному плану количество занятий отличается в некоторых возрастных периодах. В этом случае воспитатель, проводя занятие в вечернее время (рисование) с подгруппой старших детей, прибегал к помощи младшего воспитателя, который организовывал деятельность детей помладше (спокойные игры, просмотр мультфильма и т. д.) тут же в групповой комнате или в спальне.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, развитию речи и ФЭМПу организовываются в первую половину дня. В этом случае дети также делись на подгруппы. Педагог-дефектолог проводила занятия по развитию речи и ФЭМПу с одной подгруппой, воспитатель с другой подгруппой проводил конструирование, ознакомление с окружающим миром и дидактическую игру.
Также с детьми кроме фронтальных и подгрупповых занятий проводятся дополнительные индивидуальные занятия по индивидуальной программе, ведутся тетради по индивидуальной работе. В результате реализации индивидуальной программы у педагога есть возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, а у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.
Для успешной организации воспитательной работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Среди всего многообразия детских игр особое место занимают сюжетно-ролевые игры, они являются первой социальной практикой ребёнка и в наибольшей степени способствуют сплочению разновозрастного детского коллектива. Естественно дети помладше начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Младшие дети получают импульс для игры от старших, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется своя роль.
Общение между детьми в разновозрастной группе создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний. Дети помладше видят то, к чему могут стремиться, понимают, что если другие это делают, то значит, и они сами смогут это сделать сейчас, или когда чуть-чуть подрастут. Старшие дети становятся образцом для подражания, они перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, хотят повторить то, чем занимаются старшие - например, интересуются более сложным материалом. Старшие, объясняя что-то младшим, иногда и сами лучше поймут суть излагаемого, развивая при этом речь, терпение, умение объяснять.
Таким образом, при организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе воспитатель должен чётко определить цель, задачи, содержание, владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе, а однотемное планирование занятий является наиболее оптимальным, так как предусматривает дифференцированное решение образовательных задач для каждой возрастной подгруппы.