Наталья Арбузова
Консультация для педагогов «Организация образовательного пространства для детей с Нарушением слуха дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учитель – дефектолог: Арбузова Наталья Владимировна,
Воспитатель: Кузнецова Нина Васильевна
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ачинская школа – интернат №1»
Рождение малыша – это счастье для каждой семьи. Ребенок пришел в этот мир, чтобы познать все его тайны, радовать других, радоваться самому. Все счастливы. И вдруг… Ребенок не слышит…
Публикация «Консультация для педагогов „Организация образовательного пространства для детей с Нарушением слуха дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Чтобы каждый глухой ребёнок рос здоровым, счастливым и безмятежным людям, которые его окружают, необходимо бороться за полноценное существование такого малыша.
Отсутствие слуха - не значит одиночество и изоляция. Это обычные дети, они любят играть, танцевать, веселиться, строить, лепить и рисовать.
Чтобы ответить на возникающие в процессе воспитания глухого ребёнка вопросы, необходимо знать особенности его развития.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного ещё не случалось.
Перед современной системой воспитания становится задача пересмотра содержания, совершенствования методики и организации воспитательной и учебной работы, осуществления комплексного подхода к делу воспитания.
Таким образом, при комплексном подходе к личности глухого ребенка в специально организованном учебно-воспитательном процессе возможно достижение высших форм компенсации, выражающихся в создании возможности всестороннего развития учащихся.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в дошкольной группе принадлежит учителю- дефектологу и воспитателю.
В КГБОУ «Ачинская школа - интернат №1» открыты 2 дошкольные группы (среднего, старшего и подготовительного возраста).
При поступлении детей в школу педагогами и медицинскими работниками проводится комплексное обследование ребёнка, изучается анамнез и медицинская документация воспитанника, что позволяет:
• выявить индивидуальные способности и особенности каждого ребёнка;
• настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности и потребности;
• помогать ребёнку, сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Учитывая все индивидуальные особенности ребёнка, отклонения в развитии, нарушения здоровья, учитель дефектолог и воспитатель составляют индивидуальные программы воспитания и обучения на каждого воспитанника.
Самой важной и актуальной проблемой - становится проблема адаптации ребёнка к новым условиям общения.
Адаптация ребёнка происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Первые дни пребывания ребёнка в детском саду - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально- психологическом, так и физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека- это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.
Изменяется вся жизнь ребёнка, всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.
Известно, для того чтобы учебно-воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.
Прежде всего, мы проводим тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы воздействия с глухими детьми. В ходе анализа педагогической деятельности у учителя - дефектолога и воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи мы ставим перед собой? Какие методы считаем наиболее плодотворными? Что приемлемо для наших детей? Как мы можем осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?
В начале работы ставим задачу - установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Бесспорно, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны ребёнка.
Большую консультативную, просветительскую работу проводим с родителями, т. к. процесс адаптации проходит не только для детей, но и для родителей.
Родителям нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит впоследствии его успешная адаптация в школе, в социуме. Поэтому эти качества у ребёнка мы постоянно развиваем совместно.
Наша основная задача, как учителя-дефектолога, так и воспитателя - создать необходимые условия для реализации внутренних способностей и умений, помочь ребёнку раскрыться, не бояться выразить своё «Я».
Успешное решение поставленных задач мы достигаем в тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Распределение задач мы считаем одним из важных вопросов взаимосвязи в нашей работе
Задачи учителя-дефектолога:
• развивает умение активно пользоваться речью в правильной грамматической форме;
• подбирает лексический материал по теме;
• закрепляет знания и представления, полученные при наблюдениях за предметами окружающей действительности во время прогулок, экскурсий;
• формирует у детей речевые навыки;
• развивает внимание детей к речи учителя;
• развивает умение вслушиваться в речь, действовать в соответствии с нею;
• формирует у детей внятную, членораздельную, естественную речь;
• формирует и совершенствует слуховые функции
Задачи воспитателя:
• формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях;
• способствует развитию речи детей;
• обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи;
• формирует положительные навыки общего и речевого поведения;
• развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной, самостоятельной речью;
• совершенствует у детей навыки общения друг с другом.
Коррекционно-воспитательную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня, как на занятиях, так и во время большинства режимных моментов.
Режимные моменты для поддерживания инициативной речи даже более благоприятны, чем занятия.
Одновременно, каждый на своём занятии, мы решаем, как коррекцционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи.
Мы совместно планируем, выбор темы и разрабатываем занятия к ней, определяем порядок занятий и задачи к ним. После такой предварительной работы составляем календарные планы как коллективных (фронтальных, подгрупповых, так и индивидуальных занятий, намечаем взаимные посещения занятий с последующим анализом.
В своей работе мы используем принцип концентрированного изучения тем. Особенность этого принципа состоит в том, что обеспечивается многократность повторения одного и того же материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для её актуализации. Концентрируемое изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных делах.
Следующим важным вопросом совместной работы является разработка последовательности занятий. Изучение выбранной темы мы осуществляем одновременно в ходе разнообразных занятий: рассматривание картин, осмотр предметов, изображение их в рисовании, лепка, аппликация и т. д. В результате такого изучения одной темы на разных занятиях дети хорошо усваивают весь словарь данной темы и активно используют его в дальнейшем. При планировании работы мы предусматриваем актуализацию двух форм речи: активной и пассивной. План составляем в соответствии с этапами обучения, с уровнем психического, в частности, речевого развития детей. А также с учётом выявленных при обследовании индивидуальных личностных особенностей каждого ребёнка. Данные о группе в целом и о каждом ребёнке позволяет нам наметить как общий план работы со всеми детьми, так и пути оказания индивидуальной помощи.
Пропедевтической целью является подготовка ребёнка к школе. Сюда входит формирование педагогической, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и коммуникативной готовности.
Чтобы достигнуть поставленной цели, мы работаем по следующим направлениям.
1. Индивидуальное развитие.
2. Развитие интеллекта.
3. Нравственное воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Физическое воспитание.
Каждое из направлений представляет собой специально организованную содержательную деятельность. Так, например, направление нравственное воспитание основывается на изучении истории, достопримечательностей города г. Ачинска.
1. Проведение экскурсии: «Красота родного города».
Задачи:
• показать особенности облика города;
• представить архитектурный образ как культурную ценность.
2. Знакомство детей с символами Ачинска - гербом, гимном.
3. Экскурсия в лес, парк: «Природа Ачинска».
Задачи:
• прививать эстетическое отношение к природе;
• раскрывать роль природы в городе.
4. Выставки из природного материала с участием родителей.
5. Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны:
«ЗА НАШЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО СПАСИБО ВАМ, ЗЕМЛЯКИ»!
6. Оформление стенда с фотографиями улиц и тех людей, чью память они увековечивают.
7. «Я поведу тебя в музей…» (выездное занятие-экскурсия)
Задачи:
• закрепить у детей представления о музее как хранилища культурных ценностей.
Во время художественно-творческой деятельности дети в своих работах отражают полученные знания о городе.
8. Оформление мини - музея группы (собраны рисунки, поделки, фотографии) под названием: «История моего города» или «Ачинск - я тобой горжусь» .
Прививая любовь к природе родного города, мы одновременно планируем работу по другим направлениям:
• формируем образ «Я», связанный с миром природы.
• проводим экскурсии в лес, парк, к водоёму в разное время года.
• слушаем кассеты с записью музыки А. Вивальди. «Времена года».
• слушаем кассеты с записью голосов природы (птичьи голоса, шум моря, ветра).
• посещаем выставки местных художников.
• знакомим с растениями и деревьями нашего города.
• наблюдаем за растениями и деревьями в разное время года.
• отмечаем биологические особенности.
• знакомим с целебными свойствами
• художественно-творческая деятельность (аппликация, лепка, рисование)
Проводим физкультурно-оздоровительную работу на воздухе.
• подвижные игры.
• эстафетные игры с участием родителей.
• забавные упражнения.
Совместная цель учителя- дефектолога и воспитателя применять эффективные методы в учебно - воспитательной работе, основанные на деятельностном подходе.
Важно видеть в глухом ребенке, прежде всего личность.
Не надо жалеть и сострадать, необходимо помочь, поддержать и создать условия для полноценной адаптации неслышащих воспитанников в социуме слышащих людей.