Татьяна Безменова
Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает из села, так как вынуждена искать работу, соответственно детей всё меньше и меньше. Руководство вынуждено идти на сокращение групп. В нашем детском саду всегда было две разновозрастные группы – младшая, куда принимали малышей с года, и где они находились до 4 лет, и старшая разновозрастная группа.
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
С недавнего времени произошло сокращение, теперь у нас одна группа, которая называется – разновозрастная группа «Сказка». Сегодня я хочу рассказать, как осуществляю организацию воспитательно-образовательного процесса в данной группе.
Перед нами, воспитателями разновозрастных групп, стоит непростая задача – построить свою работу так, что бы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, а это порой трудно выполнить из-за того, что в группе находятся дети 5-6 возрастов. Образовательный процесс в группе приходится организовывать иначе, чем он осуществляется в группе с детьми одного возраста.
Образовательную деятельность с детьми я пробовала организовывать разными способами. Первоначально я пробовала проводить занятия по разным разделам программы. Например, старшие дети занимались конструированием, а младшие ребята самостоятельно рисовали или лепили по замыслу, но практика показала, что руководить двумя видами деятельности очень сложно, педагог не может качественно провести занятие. При такой организации детские работы оказываются очень слабыми, конечный продукт детской деятельности оставляет желать лучшего, ведь, по сути, дети предоставлены сами себе, так как воспитатель постоянно отвлекается. Да и подготовиться к таким занятиям педагогу намного сложнее.
Путём проб и ошибок, пришла к выводу, что наиболее эффективным является проведение однотемных занятий со всеми детьми одновременно. То есть по одной образовательной области, по одной теме сразу со всеми детьми, но с разными задачами обучения, иногда используя разные средства. Например, проводя занятие по рисованию «Осеннее дерево», старшие дети рисовали акварелью и кисточками, младшие ребята рисовали гуашью при помощи мятой бумаги. Помимо использования различных средств рисования, перед каждой возрастной подгруппой ставились свои программные задачи.
Практика показывает, что однотемные занятия наиболее целесообразны и эффективны. Причём это распространяется на все виды занятий, как физкультурные, математические, так и занятия по ИЗО.
Педагогу легче подготовиться к однотемному занятию: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия. Однотемные занятия дают воспитателю возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения, а также позволяет педагогу в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников.
Конечно, организовать детей сразу всех возрастов очень проблематично, слишком уж большой возрастной диапазон, тем более, есть такие занятия, которые необходимы только детям старшего возраста или только детям ясельного возраста. Так, с подготовительной к школе подгруппой необходимо проводить занятия по подготовке к обучению грамоте. В таких случаях я прибегаю к разделению по подгрупам, заранее продумываю, что будут делать дети, пока остальные занимаются. Очень важно научить детей играть в течении некоторого времени самостоятельно, общаясь друг с другом тихо, но всё время дети должны находиться в поле зрения воспитателя и под присмотром помощника воспитателя. Как правило, дети играют в тихие, спокойные игры, например, настольно-печатные, или с конструкторами.
В соответствии с программой у каждой возрастной группы своя продолжительность занятия, поэтому младшие дети должны или позже приступить к занятию или раньше уйти с него. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что более удачно строить занятие, когда все дети приступают к работе одновременно, т. е. начинать занятие одновременно со всеми детьми. Все дети слышат, какое будет занятие, о чём идёт речь, видят и слышат показ, объяснение педагога. Если пригласить младших ребят позже, они не поймут в чём суть, что нужно делать, а объяснение педагога будет отвлекать старших детей от работы. Так как ставящиеся перед младшими детьми программные задачи более лёгкие, то соответственно малыши быстрее справляются с поставленным заданием, и после его выполнения могут раньше покинуть занятие, оставаясь под присмотром помощника воспитателя. Хочется отметить, что в разновозрастных группах, как никогда важна взаимосвязь, взаимопонимание между педагогом и помощником воспитателя, ведь когда младшие дети покидают занятие, именно помощник воспитателя должен организовать самостоятельную деятельность детей, увлечь ребят игрой так, чтобы это не мешало работе педагога со старшими детьми. Перед началом совместной деятельности с детьми, я знакомлю помощника воспитателя с основными задачами, отмечаю, на что нужно обратить внимание, чем лучше занять детей.
Очень интересна такая форма работы с детьми, как коллективное творчество, где каждый ребёнок выполняет свою часть работы. Коллективное творчество наиболее удобная форма работы с детьми именно в разновозрастных группах. Старшие дети выполняют более трудные задания, младшие выполняют посильную им работу, но все вместе трудятся над одним общим делом, что доставляет всем массу удовольствия. Такая форма организации детей позволяет педагогу дать каждому ребёнку необходимую нагрузку, в соответствии с его индивидуальными и возрастными возможностями.
Отдельно хочется рассказать об организации праздников. Хочется, чтобы интересно, весело было всем детям, но возможности детей разного возраста различные. Младшие воспитанники, многие, даже ещё не разговаривают, старшие дети способны исполнять песни, сложные танцевальные композиции. Поэтому все номера подбираю согласно возрастным возможностям, а в течении праздника дети выступают подгруппами своего возраста. Игры подбираю тоже разные по содержанию, чтобы были понятны и интересны каждой возрастной группе.
Несмотря на сложности с организацией образовательного процесса, именно в разновозрастной группе есть возможность для передачи знаний, умений от старших детей к младшим. Постоянное общение младших со старшими создаёт благоприятные условия для формирования дружеских отношений, воспитания таких качеств, как - заботливость, чуткость, отзывчивость. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся дружить, делиться, решать возникающие конфликты. Возникающие во время занятия между детьми контакты способствуют их общему развитию, лучшему усвоению программного материала. Старшие дети могут показать младшим детям, как нужно выполнять то или иное задание, объяснить на словах, проконтролировать их действия. Младшие ребята используют действия старших детей в качестве образца, заимствуют у них способы и приёмы работы. Внимание и контроль со стороны старшего побуждают малышей стремиться к лучшему выполнению задания, быть сосредоточенным, преодолевать трудности, возникающие во время работы. Есть свои плюсы и для старших детей. Показ и объяснение младшему является для старшего ребёнка повторением и закреплением программного материала, а контроль за работой малыша – предпосылкой для становления самоконтроля. Подобная активность старшего ребёнка имеет серьёзный воспитательный эффект, формирует у него чувство ответственности.
Разновозрастные группы имеют некоторые преимуществ перед обычными группами, но, на мой взгляд, не всё так радужно, есть в разновозрастных группах и свои трудности. Иногда старшие дети, несмотря на все убеждения педагога на то, что так не нужно делать, начинают брать пример с младших и вести себя так же (разговаривать как младшие, используя в речи слова, типа: бибика, ав-ав, кричать, разукрашивать в книгах и т. п.) Младшие дети могут мешать заниматься старшим: ломать постройки, собранные пазлы, отбирать игрушки. Особенно нервничают старшие дети, когда занимаются с конструкторами «Лего», где есть мелкие детали, а малышам непременно их нужно взять, и никакие доводы взять что-то другое не помогают. Понятно, что интересы детей разного возраста различны, их пересечение крайне трудно для педагога, но в этом, наверно, и заключается мудрость педагога, чтобы суметь организовать деятельность детей не в ущерб друг другу, и так, чтобы дети чётко уяснили, что можно старшим ребятам, что предназначено только для больших детей, а что делают малыши. Ведь, к большому сожалению, пространство группы не позволяет выделить одновременно зоны для малышей и для детей старшего возраста, все уголки находятся в одном помещении.
Но основной трудностью для педагога, работающего в разновозрастной группе, на мой взгляд, является нехватка, практически отсутствие, методической литературы для разновозрастных групп. Вся методическая литература и образовательные программы по дошкольному воспитанию рассчитаны на учреждения с одновозрастным составом детских групп. Весь педагогический процесс приходится строить, ориентируясь не на один возраст, как в обычных группах, а сразу учитывать несколько возрастных отрезков, а это отнимает у педагога больше и сил и времени. Начиная от планирования и заканчивая организацией и проведением образовательной деятельности. От педагога требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с возрастными особенностями всех воспитанников. Несмотря ни на что, я думаю, что плюсов в разновозрастных группах всё-таки больше. Общение малышей со старшими детьми, забота старших детей о младших стимулирует развитие и тех и других. В итоге «в выигрыше» оказываются все.
Уважаемые коллеги, работающие в разновозрастных группах, прошу поделиться своим мнением, хотя бы кратко рассказать о своих трудностях и достижениях в данном вопросе.