Елена Марахонько
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. Под интеграцией понимается взаимодействие всех образовательных областей Программы на основе комплексно-тематического планирования.
Осуществляя образовательную деятельность, я учитываю не только индивидуальные особенности детей, их настроение, их предпочтения к тем или иным видам деятельности, но и стараюсь организовать образовательную деятельность так, чтобы в ней отражались все виды направлений образовательной деятельности: РР, СКР, ФР, ХЭР, ПР.
Публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» размещена в разделах
Реализация программных задач осуществляется как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных процессах : в утренние и вечерние часы, на прогулке, перед дневным сном.
Важно, что при таком подходе образовательный процесс совершается в основном с применением косвенных методов, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это позволяет мне успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались».
И без принципа интегрирования образовательных областей не обойтись. Задачи, направленные на формирование речевого развития, мы решаем через интеграцию их в другие направления. В своей работе мы стараемся реализовывать интегративный принцип в образовательном процессе, в основе которого находится образовательная область «Речевое развитие» :
При интеграции с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» мы проводим:
• беседы на нравственную тематику, на развитие моральных качеств, побуждение к самооценке и оценке действий и поведения сверстников,
• Проектируем коммуникативные ситуации, требующие выбора, включения в диалог
• рассматривание картин на соответствующую тематику, обсуждение их сюжета, составление рассказов, пересказ литературных произведений с проблемным сюжетом,
• Беседы на тему безопасного поведения дома, на улице, в транспорте, рассматривание сюжетных картинок на соответствующие темы и составление по ним повествовательных рассказов;
• Использование словесных поручений с последующим отчетом о его выполнении, формирование умения договариваться между собой во время трудовой деятельности, ставить цель и предвидеть результаты коллективного труда, конструктивно преодолевать возникающие трудности, вести соответствующий ситуации диалог;
При интеграции с образовательной областью Познавательное развитие происходитвзаимосвязь умственной деятельности детей с их речевой активностью:
• обогащаем и активизируем словарь в процессе наблюдений за объектами явлениями живой и неживой природы,
• формируем грамматические навыки и воспитываем звуковую культуру речи в процессе дидактических игр и упражнений по ознакомлению с окружающим, экспериментирования, развитие диалогической и монологической речи в процессе бесед, рассказывания, пересказа произведений познавательного характера;
• на занятиях по ФЭМП показываем взаимосвязь математических категорий и явлений мира: например, в процессе освоения числа один обсуждаем, что в единственном числе (планета Земля, Солнце, мама, каждый из нас, при изучении 4 (сутки, углы у квадрата, 4 времени года)
• знакомя детей с новыми математическими представлениями и понятиями с помощью использования художественного слова (пословицы, поговорки, загадки, сказки, в которых представлено некоторое математическое содержание.
При интеграции с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»
• лепка и рассказывание (слепить персонаж и придумать про него сказку,
• рисование и творческое рассказывание (нарисовать картинку и сочинить по нарисованному сюжету историю)
• Различные виды пересказа литературных произведений (подробный, краткий, с творческими дополнениями)
• словесные игры и лексические упражнения, игры-драматизации и инсценировки знакомых сказок и рассказов с передачей диалогов, характеров, поступков героев
• заучивание наизусть стихотворений, формирование выразительности речи, применение малых фольклорных жанров (потешек, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и др.) для развития всех сторон устной речи;
• хороводные игры на развитие слухового восприятия,
• отгадывание загадок о музыкальных инструментах,
Художественно-эстетическое развитие является отражением полученных знаний и опыта детей в творчестве. Получив определенную информацию на занятиях познавательного цикла, мы стараемся все выразить в творчестве: в рисунке, лепке, аппликации. Например, темы «Зимушка – зима», «Транспорт» были отражены в рисунке, аппликации. Именно на этом принципе и построено комплексно-тематическое планирование: «Узнали, побеседовали, вылепили, нарисовали, выполнили аппликацию, притворяем в жизнь, используем в повседневной жизни».
При интеграции с образовательной областью «Физическое развитие»
• Пополнение и активизация словаря, обозначающего части тела, гигиенические принадлежности, обсуждение пользы закаливания, двигательной активности, приема витаминов;
• Проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, беседы на тему необходимости занятий физической культурой.
Я считаю, что педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольника с учетом их интересов, способностей, дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.
В системе дошкольного образования имеются ДОУ с разновозрастным комплектованием групп детей. К их числу относится и наш филиал.
Обучение в разновозрастных группах при правильном педагогическом обеспечении создает благоприятное условие для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка, самореализации и, главное – формирования у детей социально значимых качеств. По некоторым показателям обучение и воспитание в разновозрастных группах является более эффективным в сравнении с традиционной системой.
Разновозрастное обучение детей можно понимать как совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех детей, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.
Совместная учебная деятельность детей разного возраста подразумевает деятельность, где отсутствуют жесткие временные и организационные рамки.
Принципы организации обучения детей в условиях РВГ.
При организации обучения детей в РВГ необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения.
С целью реализации данного принципа воспитателю необходимо осуществлять следующие действия:
• определить общие для всех возрастов задачи, это станет основой объединения детей;
• конкретизировать задачи для каждой возрастной подгруппы;
• с учетом общих задач, отбирать материал, которые доступен всем детям;
• подбирать, соответствующие общему содержанию способы совместных учебных действий детей разного возраста;
• с учетом задач выделять, с одной стороны, те вопросы материала, которые непосильны младшим, но должны быть усвоены старшими, с другой – необходимые для изучения более младшими и уже непривлекательны старшим детям;
• отбирать групповые и индивидуальные задания для каждой возрастной подгруппы.
Интеграция разных видов детской деятельности в разновозрастной группе оказывает положительное влияние на качество знаний и умений детей, на формирование социальных качеств ребенка.
2. Принцип педагогизации процесса обучения детей.
С учетом данного принципа старшие дети осваивают роль воспитателя, т. е. выполняют элементы педагогических функций (наблюдение, объяснение, помощь младшим и др.).
Функции воспитателя старшие дети выполняют как во время занятий, так и в свободное время. Они могут выступать организаторами деятельности подгруппы младших детей, могут индивидуально объяснять и показывать то, что не усвоено младшим ребенком, контролировать его деятельность, помогать, оценивать его достижения.
В этой связи воспитателю необходимо осуществлять подготовку старших дошкольников как организаторов, давать им консультации по руководству подгруппой малышей, показывать значимость их участия в организации занятий, подчеркивать их роль и необходимость сотрудничества с воспитателем по руководству разных видов детской деятельности, разъяснять необходимость выполнения определенных правил и обязанностей как руководителей.
3. Принцип взаимовоспитания и взаимообучения.
Данный принцип работает как в группах детей одного возраста, так и в разновозрастной группе. В зависимости от ситуации ребенок выполняет или роль учителя или роль ученика. При этом ребенок не только передает информацию, но и актуализирует имеющиеся знания, умения, навыки, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном случае взаимообучение можно рассматривать как двуединый процесс обучения другого и самого себя. Реализация данного принципа предусматривает:
o изменение ролевых позиций, т. е. выполнение каждым старшим ребенком роли обучаемого и обучающего.
o использование приемов самооценки и взаимооценки;
o создание ситуации собственного успеха через успех другого ребенка: старшие объясняют материал, сами повторяя, закрепляя ранее изученное, а затем младшие демонстрируют усвоение материала, таким образом, хорошие результаты младших – это достижения старших;
4. Принцип стимулирования взаимодействия детей разного возраста.
Организация совместной деятельности, особенно учебной, общение детей разного возраста – это один из самых сложных вопросов для решения, как показал опыт проведения учебных занятий в РВГ. Чаще всего такие занятия представляет собой выполнение своих заданий каждой возрастной группой, а взаимодействие, общение старших и младших, по существу, отсутствует. Это снижает воспитательную эффективность занятий.
В то же время организация совместной деятельности не является самоцелью, а регулирует воспитательный и образовательный потенциал занятий.
Поэтому, когда воспитатель организовывает совместные занятия, ему необходимо:
• обоснованно отбирать содержание и формы совместной деятельности детей разного возраста, а так же способы и средства, стимулирующие их совместную работу;
• разъясняет детям важность совместной деятельности, пользу взаимодействия, взаимопомощи;
• помогает каждому ребенку увидеть общую и индивидуальную цель;
• раскрывает значимость действий каждого для достижения общего результата, для развития его личностных качеств;
• использует все возможные формы и методы взаимодействия старших и младших детей.
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
В целях рационального построения педагогического процесса, нами было выделено 4 подггруппы т. е. состав группы разделить по 2 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу.
П. г. Подготовительная группа
П. г. Старщая подгруппа
П. г. Средняя группа
П. г. 2 младшая
Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе осуществляется в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т. д., а также в процессе НОД (занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В нашем филиале разработаны четыре рабочие программы по 2 на каждую группу : на3-4года,4-5лет, 5-6 лет,6-7лет.
Создаются условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитываем поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняем детский опыт и представления, закрепляем имеющиеся знания, расширяем кругозор ребенка.
Литература
1. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. – М., 2004
2. Воспитание. Подготовительный класс /Под. ред. Осиповой М. П. –Минск, 2002
3. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т. Й. Бабаева, З. А. Михайлова и др. - С-Пб., 2000
4. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. – М., 2002
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000
6. Малокомплектный детский сад / Под. ред Васильевой М. А., 1988
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Сост. Киселева Л. С., - М., 2005
8. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. и др. – М., 2004
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998