Лидия Чуруксаева
Организация образовательного процесса детей с ОВЗ (по слуху) в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Чуруксаева Лидия Георгиевна, учитель-дефектолог
МБДОУ г. Иркутска детский сад №162
Организация образовательного процесса детей с ОВЗ (по слуху) в условиях ФГОС
Нарушение слуха – это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей. Глухота возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка — одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего малыша можно и нужно бороться. Чтобы компенсировать депривацию глухих и слабослышащих детей, необходима организация всесторонней комплексной абилитации, включающей сурдопедагогическую и дефектологическую коррекцию, психологическое сопровождение и социальную реабилитацию.
Публикация «Организация образовательного процесса детей с ОВЗ (по слуху) в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2020
Такую возможность предоставляет наш детский сад. В саду 14 групп из них 4 группы детей с нарушением слуха.
- Разновозрастная группа для слабослышащих детей 3-4 лет.
- Разновозрастная группа для слабослышащих детей 4-5лет.
- Разновозрастная группа для слабослышащих детей 6-8 лет.
- Разновозрастная группа для глухих детей 4-7 лет
В детский сад дети поступают после прохождения ПМПК, которая рекомендует обучение ребёнка в нашем саду в той или иной группе по состоянию слуха. В группе учитель-дефектолог углублённо обследует ребёнка, по результатам обследования планирует коррекционную работу.
В саду с детьми работают 4 учителя-дефектолога, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по плаванью, воспитатели у всех высшее специальное образование, высшая категория.
Образовательный процесс регулирует Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением слуха.
Программа разработана педагогами МБДОУ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 с учетом программ для специальных дошкольных учреждений. Авторская адаптационная программа «Растим малышей здоровыми», разработаннаягруппой педагогов МБДОУ под руководством Н. И. Созиновой; авторская комбинаторная программа «Слушаем, играем, говорим, поём» для глухих дошкольников после кохлеарной имплантации, разработанная педагогами нашего детского сада Петроченко Н. Г., Соловьевой Л. А.
В нашем детском саду созданы все условия для успешного образовательного процесса. Материально-техническая база детского сада соответствует современным требованиям: коррекционные классы оснащены современной аудио и видеоаппаратурой, звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования, компьютерами и компьютерными программами, интерактивными досками.
В группах богатая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС ДО, достаточное количество наглядно-дидактических пособий (плакаты, альбомы, таблицы, предметные и сюжетные картинки и т. д.). Развивающая предметно-пространственная среда в группах содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы.
В нашем детском саду созданы все условия для успешной социализации детей с нарушением слуха :
1. Наличие речевой среды – возможность постоянно слышать устную речь и общаться с помощью речи в течение всего дня. (7 групп для нормально слышащих детей)
2. Систематические занятия с учителем-дефектологом, музыкальным руководителем, психологом, инструктором по физической культуре.
3. Обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением слуха и авторской комбинаторной программе «Слушаем, играем, говорим, поём»»
4. Наличие звукоусиливающей аппаратуры, речевых тренажеров, компьютеров, интерактивных досок.
5. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время, благодаря инклюзивному образованию, родители, особенно детей с КИ, получили возможность выбирать образовательное учреждение по своему усмотрению. В общеобразовательных школах города Иркутска и Иркутской области обучались и обучаются большая часть наших выпускников.
С учетом реформирования системы образования в целом и дошкольного образования в частности альтернативой специального образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится инклюзивное образование, которое введено в российское образовательное пространство федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», принятым 29 декабря 2012 года.
Инклюзивное образование реализуется на основе ФГОС дошкольного образования и предполагает включение ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, создание для него специальных образовательных условий с учетом его особых образовательных потребностей на базе образовательной организации.
Библиографическая ссылка:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012.
2. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155.