Татьяна Байбекова
Организация НОД в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Важной задачей дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Публикация «Организация НОД в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Решение образовательно-воспитательных задач в смешанной группе осуществляется с учетом особенностей обучения детей разного возраста в форме занятий.
Разновозрастную группу старшего возраста, в которой я работаю, посещают дети от 5 до 7 лет.
В целях рационального построения педагогического процесса, нами было выделено 4 вида организации образовательной деятельности:
I вид — ступенчатое начало занятия
На первом этапе роботу начинают дети подготовительной к школе группы : изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей старшей группы. С ними работает педагог, подготовительные к школе дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые участвуют в заключительной беседе.
(Слайд1)
ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия
Начало деятельности общее для всех детей двух подгрупп : игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети старшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе с подготовительными к школе детьми.
После этого старшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют дети подготовительной к школе группы : заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей подготовительной к школе группы составляет 25 — 30 минут.
(Слайд2)
ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию
Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей старшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя и проводится организованное занятие для детей подготовительной к школе группы.
После выполнения заданий подгруппы меняются местами.
(Слайд 3)
ІV вид — отдельная деятельность детей
В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация детей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.
(Слайд4)
В своей работе, опробовав все четыре вида организации образовательной деятельности мы пришли к выводу, что более приемлемо для нас и удобно проведение НОД по I виду — ступенчатое начало занятия. Такой вид проведения НОД мы используем на занятиях по художественно-эстетическому развитию. С помощью такого вида проведения занятия оби подгруппы детей выполняют задания придерживаясь одной лексической темы.
А так же мы используем и ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия. Этот вид проведения НОД мы используем при проведении занятий по речевому развитию и познавательному развитию. Используя ступенчатое окончание занятия все дети группы также работают по одной лексической теме, в конце занятия, после того как для детей старшей группы занятие закончилось, дети подготовительной к школе группы имеют возможность решать более усложнённые задачи.