Анастасия Политова
Организация ННОД в логопедической старшей группе «В гости к Мухе-Цокотухе»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: речевое развитие – овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Организация ННОД в логопедической старшей группе „В гости к Мухе-Цокотухе“» размещена в разделах
Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; художественно-эстетическое развитие - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей; физическое развитие – развитие физических качеств; правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает учет возрастных особенностей детей и содержание Программы: объявление с приглашением от Мухи-Цокотухи, изображения насекомых на липучках (по количеству детей, су-джоки (по количеству детей, мягкая игрушка – ежик, корзинка, мяч, цветы из бумаги, ширма – домик мухи, изображения насекомых (бабочка, кузнечик, шмель, паук, нарисованная паутина, схема для составления рассказа, звуковые схемы, фишки и карточки для составления звуковых схем.
Ход занятия
Организационный момент
Около входа в группу размещено объявление с изображением Мухи-Цокотухи и приглашением на чаепитие:
Я - Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Как-то по полю пошла,
И денежку нашла.
Вот пошла я на базар
И купила самовар.
Приходите ко мне в гости,
Я вас чаем угощу!
Логопед : Ребята, скажите, а все ли могут пойти в гости к Мухе-Цокотухе? (нет). А, кто может пойти? (жуки, пауки, тараканы, мухи и т. д.). Как мы назовем их одним словом? (насекомые).
Если люди не могут попасть в гости к мухе, значит, нам с вами надо превратиться в насекомых. А для этого необходимо произнести заклинание: «Берелья-турелья, буридакль-фуридакль, край неба алеет, трава зеленеет, а мы с вами – насекомыми станем». (Дети произносят заклинание, им на одежду прикрепляются насекомые из бумаги на двустороннем скотче, заходят в раздевалку).
В раздевалке лежит зеленая ткань (полянка, на которой рассыпаны су-джоки. Рядом находится игрушка – ежиха, рядом с ней – пустая корзинка.
Логопед : Ребята, посмотрите, маленькие ежата убежали от своей мамы ежихи. Давайте поможем ей собрать их в корзинку (каждый ребенок берет по одному су-джоку и делает с помощью него пальчиковую гимнастику).
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
На клубочек ты похож. (дети катают су-джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
Очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
Нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
На ежа похожи (дети катают су-джок между ладонями).
Логопед : Вы помогли ежикам, и теперь мы можем отправляться на полянку, где живет Муха-Цокотуха. Ребята, скажите, какие насекомые могут жить на полянке? Давайте сыграем с вами в игру «Кто живет на лесной полянке?». Я буду задавать вопрос, и бросать кому-то из вас в руки мяч. Тот, кто поймает мяч, должен дать свой ответ, назвав насекомых во множественном числе, и вернуть мне мяч. Например, я задам вопрос Еве: «Кого можно встретить на лесной полянке?» - и брошу ей мяч. Ева поймает мяч и закончит мое предложение: «На лесной полянке можно встретить муравьев» - и вернет мне мяч.
А теперь пора пойти на полянку.
(Заходим в группу. Ковер группы украшен цветами, в разных уголках группы – изображения насекомых).
Посмотрите, как красиво на лесной полянке, и сколько здесь насекомых. Кажется, они все приготовили для нас интересные игры. Поиграем с ними?
Посмотрите, кто это? (Кузнечик). Ребята, скажите, какой кузнечик? (Зеленый, ловкий, быстрый и т. д.)
Кузнечик приготовил для нас игру «Рассели насекомых в нужный домик». Перед вами три домика: в первом домике будут жить насекомые с заданным звуком в начале слова, во втором – с заданным звуком в середине слова и в третьем – с заданным звуком в конце слова.
Логопед называет звук, например [к], и просит детей найти картинки с изображением насекомых, в названии которых заданный звук находится в начале, середине или конце слова ([к] – комар, кузнечик, паук, стрекоза, клоп, таракан, сверчок; [м] – муха, муравей, комар, мошка и т. д.).
Логопед : А теперь, игра от пчелы. Пчела, какая? Какую пользу она приносит людям? (Ответы детей). Пчела предлагает немного размять свои ручки.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетели к нам вчера: Дети бегут по кругу на носочках и
машут воображаемыми крылышками.
Полосатая пчела Встают в круг и загибают по одному пальчику на
А за нею – шмель-шмелек обеих руках на каждое название насекомого.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза –
Как фонарики глаза
Пожужжали, полетали, Бегут по кругу
От усталости упали. Медленно садятся на ковер.
Логопед : А теперь давайте подойдем к бабочке. Ребята, бабочка, какая? Она хочет, чтобы мы рассказали с вами, как появляется бабочка. В этом нам поможет схема-подсказка.
(Дети рассказывают о том, как появляется бабочка, опираясь на мнемосхему).
Педагог подводит детей к магнитной доске, на ней – паутина, в которой насекомые по количеству детей.
Логопед : Вы вспомнили, как появляется бабочка, а теперь посмотрите ребята – паутина. Паук наловил много насекомых. Мы должны помочь им. А сделаем мы это с помощью игры «Хлопушки». Каждый из вас выберет насекомое, прохлопает по слогам его название и скажет, из скольких слогов состоит это название. Если ответ правильный – насекомое освобождается из ловушки.
(Деть по очереди выполняют задание).
Логопед : Вы молодцы – освободили всех насекомых. Остался в паутине один паук. Давайте попробуем сделать паука добрым и поиграем с ним в игру «Звуковые схемки». Мальчики будут выкладывать звуковую схему слова «паук», а девочки «муха».
Педагог раздает каждому ребенку картинку с изображением пауки или мухи, фишки и карточки для составления звуковых схем. Дети выполняют задание.
Логопед : Ребята вы справились с этим заданием и паук подобрел. Теперь и его можно отправить на чаепитие к Мухе – Цокотухе.
Педагог подводит детей к домику Мухи – Цокотухи.
Логопед : Ребята, а вот и домик Мухи – Цокотухи. Но прежде, чем постучаться в него, скажите, понравилось ли вам наше путешествие. А, что понравилось больше всего? (Ответы детей). А теперь давайте постучимся в домик.
Дети стучат в домик, появляется Муха – Цокотуха и приглашает к себе на чаепитие. В домике накрыт стол – самовар, баранки, конфеты.
Список использованной литературы
1. В. М. Акименко «Новые логопедические технологии : учебно-методическое пособие»
2. Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда».
3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
4. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»