Наталья Андреянова
Знакомимся с элементами кинезотерапии как средства развития речи детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Боброва Т. В. в своей статье «Использование элементов кинезотерапии как средство оптимизации речи детей с ЗПР» рассказывает о проведенных исследованиях.
По результатам проведенных исследований с участием большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Публикация «Знакомимся с элементами кинезотерапии как средства развития речи детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Это подтверждается многими учеными в результате исследования детей с ЗПР. У таких детей нарушено формирование высших психических функций, а также речь и мелкая моторика.
Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. При пересказе текстов дети с ЗПР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений.
Наибольшие трудности детей 5 – 6 лет с ЗПР испытывают при выполнении заданий на развитие мелкой моторики : завязывание шнурков, лепка, рисование, собирание мозаики, конструирование, штриховка. Можно отметить нарушение произвольной регуляции движений, недостаточную координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации.
Одной из предпосылок успешного развития мелкой моторики является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти.
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что развитие тонких движений пальцев рук ведет за собой формирование речи.
Боброва Т. В. предлагает с целью развития мелкой моторики и речевого высказывания дошкольников с ЗПР использовать в коррекционной работе элементы кинезотерапии.
Данная статья меня очень заинтересовала. Я изучила имеющийся практический материал и стала использовать в своей работе. Речевая активность детей напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев. Использовать эти игры можно использовать как структурные компоненты логопедического занятия, так и в индивидуальных, и в самостоятельных занятиях детей. Речевая активность детей значительно улучшилась. Предлагаю познакомиться с данной подборкой игр.
Игры с крупами
Игры с крупами могут проводится только под контролем взрослого!
1. Игра «Дорожки».
Возьмите яркий поднос и тонким слоем равномерно рассыпьте по нему любую мелкую крупу: пшено, рис, ячку, манку. Предложите ребенку провести пальчиком по рассыпанной крупе так, чтобы осталась чистая дорожка. Такие дорожки можно использовать для игр с мелкими игрушками.
2. Игра «Чтобы было чисто».
Насыпьте горкой мелкую крупу и предложите ребенку собрать ее в пакет с помощью ложки или другого приспособления на ваше усмотрение.
3. Игра «Игрушки – погремушки».
Вместе с ребенком изготовьте погремушки из любых пластмассовых емкостей, наполнив их сыпучими веществами.
4. Игра «Золушка».
Для этой игры заранее смешивают, например горох с бобами или гречу с фасолью, затем дают поручение ребенку отделить одно от другого.
5. Игра Пересыпание».
Предложите ребенку рассыпать имеющуюся крупу в разные емкости. А чем он будет пользоваться при этом, пусть решит сам.
6. Игра «Волшебное стеклышко».
Приготовьте разные сыпучие продукты для рассматривания их под увеличительным стеклом. Обратите внимание ребенка на различную структуру и текстуру круп и сыпучих продуктов (семян подсолнечника, чая, вермишели, зерен кофе).
7. Игра «Секрет».
Насыпьте в миску крупу и спрячьте в ней несколько мелких предметов, предложить ребенку отыскать их. В дальнейшем можно усложнить задание, введя ограничение поиска по времени: 10 сек или предложив искать и извлекать предметы при помощи палочек для еды.
8. Игра «Отпечаток».
Если намочить ладошку и положить ее на мелкую крупу, рассыпанную тонким слоем, то крупа прилипнет к ладошке, а на месте насыпанной крупы останется отпечаток. Сделайте вместе с ребенком отпечатки знакомых предметов : ножа, ложки, чашки, солонки. А затем предложите ему догадаться, какой предмет оставил новый отпечаток.
9. Игра «Каша».
Нужно в прозрачный сосуд с водой понемногу добавлять крупу и помешивать ложечкой. Чтобы ребенку было интереснее наблюдать за этим процессом, лучше по очереди использовать разную крупу.
10. Игра «Рисунок»
Предложите ребенку проявить творчество и изобразить с помощью рассыпанной крупы разные узоры, например волну, спираль, знакомую букву или цифру, домик, рожицу и т. д.
Некоторые варианты таких работ представлены на фотографиях, выполненных автором статьи.
11. Пальчиковый театр
12. Игры – шнуровки:
13. Воздушно-пузырчатая плёнка имеет большой спектр применения. Но иногда применение пузырьков поражает воображение. Оказывается, медики применяют её для развития мелкой моторики у детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже завязывать шнурки – похлопайте с ребёнком воздушные пузырьки, подготовьте маленькие пальчики к большей чувствительности.
14. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.
15. Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.
16. Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
17. Выкладывание фигур с помощью бусин. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т. д.
ИСТОЧНИКИ:
1. Боброва Антонина Владимировна. Статья
«Использование элементов кинезотерапии как средство оптимизации речи детей с ЗПР», учитель-дефектолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 179 г. Самара.
2. Токарева Татьяна Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад №61 «Звездочка» г. Архангельск. Игры с крупой.
3. Донченко Е. А., Токарева Т. В. Игры с крупами, бусинами и шнуровкойю Год выпуска: 2010