лариса логинова
Использование сюжетных физкультурных занятий как средства развития интереса к физическим упражнениям у дошкольников
Использование сюжетных, физкультурно -
оздоровительных занятий как средство развития
интереса к физическим упражнениям у детей
дошкольного возраста.
Физкультурные занятия - основная форма организационного систематического обучения физическим упражнениям.
Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков.
Публикация «Использование сюжетных физкультурных занятий как средства развития интереса к физическим упражнениям у дошкольников» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
По итогам диагностики проведенной в сентябре 2014 года с детьми средней группы, уровень развития физических качеств и навыков у дошкольников составил :
Высокий уровень -24 %,Средний -57 %, низкий уровень – 19 %
по результатам диагностики было определенно, что дети освоили программный материал, соответствующий возрасту, но не проявляют интереса к физкультурным упражнениям, импровизациям. Было принято решение использовать в работе сюжетные физкультурные занятия.
Цель: Использование сюжетных занятий, ориентированных на положительные реакции воспитанников, позволяющие детям овладеть двигательными навыками и умениями в игровой форме. Укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:
• закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
• развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
• развитие музыкально-ритмических способностей;
• воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
• воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение;
• способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
Сюжетное занятие – одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Сюжетные физкультурные занятия помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Увлекательными и интересными занятия делает сюжет, «рассказывающий» о каких-либо конкретных событиях с участием взаимодействующих персонажей, хорошо знакомых детям. Их содержание позволяет вести занятия на эмоционально положительном контакте педагога с детьми удовлетворяет потребности ребенка в познании, активной деятельности, в общении со сверстниками, побуждает ребенка к творческой активности, самовыражению, снимают скованность, эмоциональное напряжение.
Все сюжетные занятия можно разделить :
1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.
Цель: через знакомый подражательный образ привлечь детей к выполнению разнообразных движений, приобретение разнообразных двигательных навыков.
На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях. Это могут быть «Котята», «Мышата», «Лисички».
Например, в занятии «Птицы» применяется упражнение пальчиковой гимнастики «Птичка». Общеразвивающие упражнения : «Птички клюют зернышки», «Птички машут крылышками», «Птички чистят перышки» и др., подвижные игры «Воробышки и кот», «С ветки на ветку»
2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.
Цель: Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее, преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывая в себе необходимые для этого психологические и физические качества.
а). Через игру «Едем по городу» дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. д.
б). Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Поможем солнышку разбудить лучики», уже вначале перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.
3. Сюжетно-тематические физкультурные занятия.
Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида:
• Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.
Цель таких занятий - учить преодолевать двигательные трудности, ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение;
а) Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, например «Колобок», «Теремок»
б) Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».
в) На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например Мишка-топтыжка, Буратино.
• Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.
Так, на занятии «Пришла весна, разбудим мишку ото сна» дети узнают, что медведь — лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны. А на таких занятиях, как «Приключение снежинок», «Путешествие на север» дошкольники узнают об особенностях явлений природы.
Такие занятия, как «Матросы на корабле», «Летчики-пилоты»,
«Мы - спортсмены», «Цирк» помогают детям закрепить знания о труде взрослых, явлениях общественной жизни.
• Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.
На таких занятиях есть возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).
Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений.
Это могут быть такие занятия, как «Весёлый мяч», «Волшебный обруч», «Волшебная палочка», «Лесенка – чудесенка», «Прыгалка – скакалка»
В каждом занятии стараемся применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений : это и загадки про животных, явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности. Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, шапочек, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей.
Традиционно в детском саду предусматривается три занятия физической культурой в неделю, одно из них мы проводим сюжетное, основанное на определенном сюжете – сказка, путешествие, игра. Тематика таких занятий зависит от перспективного тематического планирования в детском саду.
Для создания сказочной атмосферы использую фонограммы с фоновой музыкой, записи песен для ритмической гимнастики. В качестве оздоровительных мероприятий в занятие включаю пальчиковые коммуникативные игры, самомассаж, упражнения на развитие дыхания, гимнастику для глаз.
На занятиях уделяем большое внимание гендерному воспитанию. Совместно с родителями решили воспитание детей с учетом их гендерных особенностей начать с того, чтобы в спортивной одежде выделить девочек (юбочки) и мальчиков (шорты). Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы, используемые на занятиях, учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (ленты) или только для мальчиков (мячи)
- различие в продолжительности занятия (девочки 1 минуту, мальчики – 1,5)
- различие в дозировке (девочки 5 раз, мальчики 10)
- различие в выборе оборудования (девочкам легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.
Повторная диагностика физических качеств, проводилась в феврале 2015 года. Уровень развития физических качеств и навыков у дошкольников составил :
Высокий уровень -36 %
Средний уровень -61 %
Низкий уровень – 3 %
результаты диагностики показали, что использование сюжетных физкультурно - оздоровительных занятий развивают у детей
интерес к физическим упражнениям, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоничное развитие ребёнка.