Татьяна Агапова
Организация непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы
Организация непосредственно образовательной деятельности по познавательному
развитию для детей средней группы (4 - 5 л).
Автор конспекта НОД:
Агапова Т. В., воспитатель МБДОУ «Црр-д/с №6»,ул. Майская, д. 11
Основная образовательная область : «Познавательное развитие».
Цель: ознакомление с миром природы
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» :
Публикация «Организация непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Образовательные :
- создать условия для ознакомления с природой и природными явлениями
- учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг
- учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки, отцвели цветы)
- закреплять представление об овощах, фруктах, ягодах, грибах
- продолжать знакомить с цветами: красный, зеленый, желтый, оранжевый
- учить узнавать и называть виды деревьев: береза, клен, дуб
Развивающие :
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
- развивать психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение
- развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию
Воспитательные:
- воспитывать умение правильно вести себя в природе
- воспитание любви к природе
Задачи в интеграции образовательных областей.
«Социально – коммуникативное развитие» :
- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми
- формировать готовность детей к совместной деятельности
- развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками
- продолжать воспитывать у детей опрятность, стремление быть аккуратным
- продолжать знакомить с явлениями неживой природы
- формировать понятия: «съедобное» и «несъедобное»
- общественно-полезный труд: воспитывать умение выполнять индивидуальные поручения
«Речевое развитие» :
- способствовать развитию любознательности
- помогать логично и понятно высказывать суждение
- помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками
- пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении
- учить употреблять существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты, ягоды, грибы)
- отрабатывать правильно произношение звука Ш, сонорного звука Р
- продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи
- продолжать формировать у детей умение правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (яблок, груш)
- совершенствовать диалогическую речь: учить понятно для слушателей отвечать на вопросы
- поощрять попытки детей активно употреблять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
- пополнять литературный багаж: загадка про белого медведя
- учить использовать в речи употребительные прилагательные: вкусный, яркий, витаминный, нужный, настоящий и т. д.
- учить называть слова-антонимы
«Художественно-эстетическое развитие» :
- воспитывать интерес к аппликации
- создать условия для расширения возможности создания разнообразных изображений : прием скатывания салфетки
- закреплять навыки аккуратного наклеивания
- учить различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт)
- продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в аппликации
- развивать музыкально-ритмические движения: продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки
«Физическое развитие» :
- продолжать сохранять, укреплять и охранять здоровье детей
- повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, умение управлять своими движениями
Виды деятельности : игровая, изобразительная, коммуникативная, двигательная, элементарный бытовой труд, восприятие художественной литературы, музыкальная
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы: В. Бояринов «Почему у дуба облетели листья», И. Бунин «Березовый лист», Н. Артюхова «Большая береза», Л. Толстой «Как ходят деревья», отгадывание загадок о диких животных, деревьях, приметах осени
- дидактические игры, закрепляющие представления об овощах, фруктах, грибах, приметах осени
- рассматривание иллюстраций «Сентябрь», «Октябрь, «Ноябрь», «Осень в городе», «Осень в саду»
- опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев и листьев через лупу, определение толщины и высоты деревьев, тень деревьев в разные части суток
- музыкально - ритмические движения «Осенние листочки»; «Осенний пейзаж» коллаж, «Осенние деревья» обрывная аппликация, рисование «Ветка рябины»
- упражнения: «Веточка», «Деревце»; бег между деревьями; релаксация «Обними дерево», подвижная игра «Найди свое дерево», упражнение на перешагивание и равновесие «Через бревно».
Оборудование для педагога: телефон, игрушка белый медведь, ширма, магнитная доска с иллюстрациями примет осени, овощи для винегрета, набор фруктов, овощей, кастрюля для компота, иллюстрации грибов, деревья из бисера (клен, береза, дуб, минусовка песни «Отшумели летние дожди» в качестве музыкального сопровождения во время продуктивной деятельности, пальчиковая игра «Мы капусту рубим», песня «Танец с осенними листочками» для физкультминутки
Оборудование для детей : портрет осени черно-белого цвета, бумажные салфетки (красные, зеленые, оранжевые, желтые, клей, салфетки для рук; бумажные осенние листья разных видов деревьев (береза, клен, дуб, листы бумаги для шуршания
Планируемые результаты развития интегративных качеств детей среднего дошкольного возраста: любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, владеет основными культурными способами деятельности; владеет средствами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способен принимать решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; проявляет интерес к двигательной деятельности; активен при создании коллективной композиции в аппликации
Ход НОД:
1. Мотивационный этап. (Создание условий для возникновения у ребёнка внутреннего побуждающего мотива к новой деятельности)- 1 мин.
Воспитатель: вы сегодня такие веселые, знаете, что мне приснилось? Мне такой сон приснился интересный – будто к нам придет необычный гость. Слышите, кто-то шуршит? Кто это может быть? (ответы детей)
- Отгадайте загадку:
Есть во льдах медведь такой
Как обсыпанный мукой.
Только больше бурого
Пастью и фигурою.
- Правильно, это белый медведь (показываю из-за ширмы игрушку). Это медвежонок, его зовут Умка, поздоровайтесь с ним. (дети здороваются)
2. Ориентировочный этап. (Привлечение детей к формулировке целей деятельности). – 1 мин.
Воспитатель: «Дети, вы заметили, что наш гость очень грустный, как вы думаете почему? «(ответы детей)
«Что случилось, Умка, как тебе помочь?»
Умка: «Мне очень хочется узнать, что такое осень?»
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, почему медвежонок не знает, что такое осень?» (ответы детей : белый медведь живет так где только снег, лед)
«Поможем медвежонку?» (Ответы детей).
«Видишь, Умка, все ребята рады тебе помочь; они расскажут тебе, что такое осень»
3. Исполнительский этап. – 16 мин.
(Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску с иллюстрациями примет осени).
- Осень – замечательное время года. Чем же осень так замечательна? Осень бывает разная: игра «Скажи наоборот»
день солнечной – дети: пасмурный (Р)
ветер сильный – слабый
небо чистое – хмурое (Р)
погода теплая – холодная
день веселый - грустный (Р)
облака легкие – тяжелые
осень поздняя – ранняя (Р)
( дети рассказывают о приметах осени: изменения в неживой и живой природе)
(предположительные ответы детей : осенью дует холодный сильный ветер; осенью идет дождь и снег, ночью бывает мороз; птицы улетают в теплые края; паучки, жучки и мошки, прячутся, скрываются; солнце светит, но не греет)
Воспитатель: «На клумбах расцвели осенние цветы: астры, цинния, бархатцы, хризантемы, георгины, гладиолусы.»
Воспитатель: «Какие изменения произошли в одежде людей?» ( дети: люди стали надевать теплую одежду) Кто расскажет про листья? (осень раскрашивает листья в разные цвета, только осенью бывает листопад)
Воспитатель: «Улетело лето, пришла художница осень и тонкой длинной кистью перекрасила все листья. Красный, желтый, оранжевый…Красив лесной наряд! А как приятно шуршат разноцветные листья. Возьмем листочки бумаги, начнем их мять, услышим, как шуршат листочки: шур - шур (слушаем шорох листьев)
Воспитатель: «Воспользуемся волшебством: возьмите по два одинаковых осенних листочка. : (дети берут по два одинаковых осенних листочка). Вокруг себя ты повернись, в лист осенний превратись (дети поворачиваются вокруг себя, подминают листочки вверх)
Вот вы и превратились в осенние листочки.
Физкультминутка «Осенние листочки», дети двигаются в соответствии с текстом песни «Танец с осенними листочками»
Воспитатель: «Листики березы, где вы? «(Мы здесь, дети встают, поднимают листочки вверх). «Листочки с дуба, вы где? : (мы здесь). «Листочки с клена, где вы?» (у кого эти листья, встаю и поднимают листочки вверх)
«Разлетелись осенние листочки каждый под свое дерево» (дети убирают осенние листочки под деревья, заранее подготовленные - поделки из бисера и пайеток)
Воспитатель: «Какие изменения происходят в лесу? (ответы детей : осенью звери готовятся к зиме, меняют шубку на теплую, собирают запасы на зиму, утепляют норки)
Воспитатель: «В лесу осенью много грибов. Кто расскажет про грибы?» (ответы детей)
Воспитатель:» Какие съедобные грибы вы знаете?» (обращает внимание на мухомор) «Мухомор – съедобный гриб?» (ответы детей)
Воспитатель: «Осень – пора сбора урожая. Где собирают урожай?» ( ответы: в саду собирают урожай фруктов, в поле собирают урожай овощей)
«Что можно приготовить из фруктов? (из яблок можно приготовить, из груш можно приготовить)
«Приготовим компот?»; упражнение «Компот» (дети выбирают из корзины только фрукты и складывают их в кастрюлю)
«Что можно приготовить из овощей?» (ответы детей : из овощей можно приготовить салаты, суп, борщ)
«Приготовим салат из капусты и моркови»
пальчиковая игра «Мы капусту рубим» (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
- Мы капусту рубим, мы морковку трем.
Мы капуст солим, мы капусты жмем.
Маслом поливаем, все перемешаем, деток угощаем.
Воспитатель: «Есть блюдо, оно вам знакомо, в котором много овощей. Догадались? Это винегрет. Винегрет – чисто русское блюдо. Приготовим вместе.»
(на столе заранее сварены и порезаны овощи, дети подают по просьбе воспитателя нужный овощ)
«Похвалите наш винегрет» (русский, вкусный, полезный, витаминный, цветной, яркий, ароматный, красивый, нужный, настоящий, известный, удивительный)
Воспитатель обращает внимание детей на медвежонка.
Умка: «Как же я все это запомню?»
Воспитатель: «Ребята, что-то надо придумать» (ответы детей : нарисуем картину про осень, обсуждаем, что такое портрет)
Приглашаю детей в зону изобразительной деятельности (на столе черно-белый портрет осени, разноцветные бумажные салфетки, тарелочки для клея, салфетки для рук)
Предлагаю обсудить, как мы будем украшать портрет – у нас только салфетки. Зеленые салфетки – это листочки, кабачки, яблоки, капуста; красные салфетки- листочки, яблоки, помидоры, астры; оранжевые салфетки – тыква, листочки, морковь, бархотки; желтые листочки – лимон, груша, лук, хризантема. Прошу показать ребенка, как будем скатывать салфетку и приклеивать.
Прошу ребенка принести клей. Дети самостоятельно выбирают цвет салфетки и наклеивают ее. Напоминаю о порядке наклеивания, спрашиваю, какой цвет салфетки использовали и почему.
Звучит минусовка песни «Отшумели летние дожди»
Рефлексивный этап. – 1 мин.
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, нашему гостю понравится такая картина? Почему?» (мы старались, выбирали только осенние цвета салфеток, получился настоящий портрет осени). Мы сегодня не только рассказали о приметах осени, но и сделали подарок нашему гостю.»
Вручаем портрет Медвежонку; он хвалит детей, благодарит за помощь
5. Перспективный этап. – 1 мин.
Умка: «Теперь, я знаю, что такое осень, буду рассказывать о ней своим друзьям. Буду смотреть на картину и вас вспоминать. Ребята, я хочу вас отблагодарить. Я знаю, что вы очень любите рисовать. Эти раскраски для вас, порадуйте своих родных и друзей.»
Умка прощается и уходит.