**************
Организация непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы «Сказочная геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовила воспитатель высшей категории ДОУ 130 г. Липецка Подосинникова Е. А.
Цель. Создание условий для формирования умения распознавать геометрические фигуры в окружающих нас предметах средствами сюжетов из русских народных сказок.
Программные задачи.
Темочки:
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Образовательные: формировать умение соотносить количество предметов с цифрой; закреплять знания о геометрических фигурах; правильно пользоваться математическими терминами и грамотно формулировать выводы.
Развивающие: развивать социальные умения и навыки работы в группе; активизировать диалогическую речь детей при решении проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма, доброжелательности, взаимовыручки.
Методы и приёмы.
Наглядный: (схемы, символы) мультимедийная презентация.
Практический: (решение проблемных ситуаций, грамотное применение математических терминов, определение форм геометрических фигур на примере различных жизненных ситуаций).
Словесный: (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, перессказ знакомых сказок).
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок, рассказов познавательного характера.
Беседы на тему: «Как появилась сказка?», «На что похожи геометрические фигуры?».
Оборудование и материалы.
Ковер с геометрическими фигурами, веер с числами (по количеству детей, сказочная музыка, конструктор «Городок», схема «Мост», круги диаметром 20 см желтого цвета (по количеству детей, головоломка «Танграм» (по количеству детей, валенки с изображением геометрических фигур, листы зеленой бумаги половина формата А4 (по количеству детей, простые карандаши, презентация, созданная в приложении Microsoft Power Point.
Ход НОД.
Вступительное слово воспитателя. Однажды на Луне родился малыш, и случилось так, что он попал на Землю.
– Кто это? (Лунтик.)
– Правильно, ребята, это Лунтик. Он очень вежливый, добрый и любознательный малыш, всегда стремится помочь всем на свете. И вот совсем недавно с ним произошел удивительный случай.
Лунтик у себя на поляне нашел необычную вещь – она была свернута в трубочку и перевязана золотой ленточкой. А когда Лунтик развязал ленточку и раскрыл эту вещь, то исчез. Он оказался в стране сказок. Оказывается, Лунтик нашел волшебную карту сказок. И теперь он не может выбраться из этой удивительной сказочной страны. Лунтик просит о помощи, чтобы ему кто-нибудь помог найти дорогу домой.
– Ребята, а вы хотите помочь Лунтику? (Да)
– Отлично! Тогда начнем операцию по спасению Лунтика. Связь с ним будем осуществлять через Интернет. А пока устанавливается связь, мы с вами проведем интеллектуальную разминку.
Задание №1. «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА».
1) Назовите сказки, в которых встречается цифра 3 («Три поросенка», «Три орешка для Золушки», «Три медведя», «Три толстяка»)
2) Назовите сказки, в которых встречается цифра 7 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик»). А теперь воспользуемся веером с цифрами и далее мы будем отвечать на вопросы, только показывая нужную цифру на веере, не произнося ни слова.
3) Сколько сторон у треугольника?
4) Сколько ушей у двух мышей?
5) Сколько углов у квадрата?
6) Сколько пятачков у пяти поросят?
7) Сколько кругов у светофора?
8) Сколько хвостов у четырех котов?
Воспитатель. Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!
Внимание! Лунтик вышел на связь.
Он сообщает нам, что очутился в неизвестной ему сказке. Нужно узнать, что это за сказка, отгадав загадку:
Дом стоит в лесу дремучем
В нем живет медведь гремучий.
С ним и девочка живет
Есть готовит, пол метет,
По родителям скучает
И вернуться к ним мечтает.
(«Маша и медведь»)
Но это еще не все! Наш Лунтик должен помочь Маше залатать ковер, который лежит на полу у медведя в доме.
Задание №2. «ЗАЛАТАЙ КОВЕР».
Воспитатель. Вот ковер, он в дырках. А все заплатки, в виде геометрических фигур, назовите их (круг, квадрат, треугольник). По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине. )
– Ребята, давайте разделимся на три команды: первая команда будет собирать фигуры красного цвета, вторая- желтого, третья – синего. А как мы можем еще разобрать фигуры? (По форме, величине). А теперь разберите по форме. Молодцы! А сейчас по величине. (Самостоятельная работа детей) .
– Молодцы! А теперь приведем ковер в порядок и поставим на него заплатки.
Вот вы и справились с заданием. Молодцы, ребята!
Воспитатель. Давайте посмотрим по компьютеру, где сейчас наш Лунтик.
Задание № 3. «ГУСИ – ЛЕБЕДИ».
Воспитатель. Наш Лунтик оказался в другой сказке. Ребята, кто узнал сказку? («Гуси-лебеди»).
– Послушаем задание от Лунтика.
Сначала нужно пересказать, что повстречала на своем пути девочка, когда побежала спасать своего братца (Яблонька, Печка, Речка).
– А теперь каждый из них дал Лунтику задание и он вновь просит нас помочь ему.
Задание от яблони.
С яблоньки на землю 5 яблок упали,
А на земле уж 3 штуки лежали.
Сколько яблок сейчас на земле
Сосчитайте скорее вы мне. (8)
Задание от печки.
Сладкие румяные пироги
В печке у меня подошли
У меня их 10, посмотри,
Пополам попробуй их подели.
Задание от речки.
Я молочная речка кисельные берега.
Очень трудно, поверьте, мне жить без моста.
А кто мост через речку перекинет
Тот и сказку нашу навсегда покинет.
Воспитатель. Ну что ж, ребята, придется вновь нам помочь Лунтику, построить мост. Давайте рассмотрим схему по которой мы будем конструировать мост. (Показать слайд со схемой. ) А теперь пройдем за столы, где вас ожидает строительный материал и точно такие же схемы.
Конструирование моста из конструктора «Городок».
(схема «Мост»)
Воспитатель. Молодцы, ребята, очень хорошие получились у вас постройки.
А теперь мы с вами поиграем, для этого пройдем на ковер и представим…
П/и «По мосточкам»
Дети стоят в 3 колонны у черты (или шнура). Перед каждой колонной — скамейка (мосточек через речку, за которой ориентир. По команде воспитателя дети, стоящие первыми, бегут к скамейкам, пробегают по ним, спрыгивают и добегают до ориентира, обегают его и передают эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, в которой окажется больше детей, правильно выполнивших упражнение.
Воспитатель. А теперь садимся на стульчики и попытаемся выйти на связь с Лунтиком.
Задание № 4. «КОЛОБОК».
Воспитатель. Давайте посмотрим, где сейчас находится Лунтик.
Ничего не понимаю! Что это за фигуры? (На слайде поочередно показываются круг и шар большого и малого размера. ) Скажите, ребята, а на что похож шар? (Предположения детей. ) А не напоминает ли он вам сказочного героя? (Колобка.)
Так в какой же сейчас сказке Лунтик? («Колобок».)
Лунтик сообщает, что получил новое задание. Необходимо разделить колобок на две равные части (на 4, 8 равных частей). Для этого нам необходимо пройти за столы. (Далее воспитатель раздает желтые листы бумаги в виде круга диаметром 20 см. )
– Молодцы, ребята, отлично справились с заданием. А теперь пройдем на ковер и встанем в круг, который напомнит нам вновь колобка. Вспомните, кто попадался колобку на пути (Зайчик, волк, медведь и лиса). Представим, что мы все превратились в зайчиков.
Динамическая пауза.
Зайчикам сейчас всем нужно, упражнения сделать дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки к верху, лапки в бок и на месте скок-скок-скок.
А теперь бежим вприпрыжку, молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг, шаг на месте, стой! Вот так!
Задание № 5. «ТЕРЕМОК».
Воспитатель. Посмотрите, ребята, а сейчас в какой сказке оказался Лунтик? («Теремок».)
Давайте узнаем, с каким испытанием сейчас предстоит справиться Лунтику. Лунтик сообщает, что в этой сказке кто-то сломал домик. Необходимо узнать кто это сделал и построить новый дом.
Головоломка «Танграм». Дети собирают теремок, по нерасчлененной схеме. Если у детей возникают трудности, можно предложить расчлененную схему теремка. (См. В. Надеждина, Танграм 1000+1 фигура, стр. 107 и 179).
– Хорошие у вас получились теремки, но вот незадача, когда медведь сломал теремок, все вещи перепутались, среди них и валенки. Нужно их разобрать на пары.
П/и «Валенки»
Детям раздаются картинки с изображением валенок.
Под музыку дети бегают (перепутываются, когда музыка останавливается дети должны найти свою пару и встать рядом, подняв карточку вверх. (Повторить игру 2-3 раза, после игры дети садятся на стульчики. )
Задание № 6. «ТРИ МЕДВЕДЯ».
Воспитатель. Что-то Лунтик не выходит насвязь. Ой, ребята, кажется по электронной почте пришло очередное сообщение. Прочитаем его.
В одном лесном доме медведи живут
Уйдут на прогулку корзинки возьмут
Однажды вернулись медведи домой
А на кроватке кто-то чужой.
Ох и рассердился Мишка большой
Топнул он грозно правой ногой.
В кроватке той девочка тихо спала
От стука проснулась сейчас же она.
Увидев медведей тотчас испугалась
И из дому прочь в лес дремучий умчалась.
– Как выдумаете, ребята, что это за сказка? («Три медведя».)
Сейчас мы с вами вспомним, что случилось с Машенькой в конце сказки. (Она убежала от трех медведей. ) Да, она убежала в лес, где ее и встретил наш Лунтик. Оказывается, что домик Машеньки находится на той же поляне, что и у Лунтика. Но, чтобы выйти из леса, нужно хорошо в нем ориентироваться. Итак, ребята, поможем Машеньке и Лунтику выбраться из леса? (Да. )
Тогда пройдите за столы и получите ориентировочный лист (это листы половины формата А4, зеленого цвета).
А листочек свой зеленый
Я как надо положу
Я от вас, друзья, не скрою
Карандаш вот так держу.
Сяду ровно не согнусь
За работу я берусь.
Далее проводится задание по ориентировке на листе бумаги.
- В левом верхнем углу нарисуйте круг.
В правом верхнем углу – прямоугольник.
В центре – овал.
В левом нижнем – ромб.
В правом нижнем – квадрат, а на верхней стороне квадрата – треугольник. Что получилось? (Дом. )
Вот мы и привели Машеньку к ее домику, а вместе с ней и Лунтик вернулся на свою поляну и встретил своих друзей.
Подведение итогов.
Вот и завершилась наша спасательная операция.
Понравилось ли вам помогать, тем, кто попал в беду?
Ребята, я желаю вам расти добрыми, отзывчивыми и старайтесь помогать своим родителям и друзьям.
А сейчас, вы можете выбрать любую игру, которая вам больше всего понравилась и снова в нее поиграть.
Литература.
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой Москва «Мозаика – синтез»,2010
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
4. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. : «Детство-пресс», 2008
5. Бондаренко Т. М. – Практический материал по освоению образовательных областей «Познание». ФГОС
6. Павлова О. В. – Познание предметного мира. ФГОС
7. Павлова Л. Ю. – Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим. ФГОС
9. Куцакова Л. В. - Конструирование и ручной труд в детском саду.
10. Помораева И. А., Позина В. А. – Формирование математических представлений. ФГОС
11. Шорыгина Т. А. – Точные сказки: формирование временных представлений.
12. Интернетресурсы: http://www.maam.ru/, http://detsadd.narod.ru/, http://www.ivalex.vistcom.ru/, http://doshvozrast.ru/.