Татьяна Дутова
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы «Путешествие в историю старой Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме: «Путешествие в историю старой Руси»
Автор конспекта ННОД: Дутова Татьяна Васильевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ №27 с. Каргасок
Образовательная область (приоритетная) : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное слово», «Художественное творчество», «Музыка».
Публикация «Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы „Путешествие в историю старой Руси“» размещена в разделах
Цель НОД: расширить и уточнить знания о старой Руси.
Задачи НОД:
1. Образовательные :
Познакомить детей с историей старой Руси. Продолжать формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры старой Руси через знакомство с ближайшим окружением, чтить традиции русского народа.
2. Развивающие:
Обогащать словарный запас. Развивать разговорную речь. Учить называть новые слова (изба, рушник, прялка, чугунок, каравай и т. д.) Развивать умение общаться со сверстниками и взрослым, проявлять инициативу, отвечать на вопросы. Развитие глазомера и мелкой моторики рук.
3. Воспитывающие:
Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свой народ. Способствовать закреплению традиций русского гостеприимства и культурно-гигиенических навыков. Создавать условия для воспитания эстетического вкуса.
Оборудование для педагога: ИКТ, музыка, музей старины, картинки старорусского быта, презентация, рушник с караваем, солонка с солью.
Оборудование для детей : атрибуты к с/р игре «автобус» - руль, тесто, влажные салфетки.
Целевые ориентиры:
Ребё нок:
- проявляет самостоятельность, активность в разных видах деятельности-общении, игре, лепке;
- взаимодействует со сверстниками и взрослым;
- различает условную и реальную ситуацию;
- владеет основными движениями, может управлять и контролировать их, развита мелкая моторика рук;
- проявляет любознательность;
- обладает элементарными представлениями в области истории и культуры.
Ход деятельности:
Вот мы руки развели, словно удивились.
И друг другу до земли в пояс поклонились!
Поклонились, выпрямились, поклонились, выпрямились
Ниже, дети, не ленитесь, поклонитесь, улыбнитесь!
Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа.
Крепко за руки возьмёмся, всему миру улыбнёмся.
Воспитатель: чтение стихотворения В. Орлова «Родное».
Я узнал, что у меня есть огромная страна:
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо надо мною. Это всё моё родное!
О чём это стихотворение? Что такое Родина? (ответы детей)
Ребята, мы с вами живем в стране у которой удивительное красивое имя – Россия (показ на глобусе). Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа.
• А какая наша Родина? (большая, огромная, красивая, здесь есть и моря, реки, горы и леса)
• А как называлась наша страна раньше? (Русь)
• Каждый человек, ребята, где – то живет. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живете? (ответы детей)
• А хотите мы с вами отправимся в музей старины. Как вы думаете, на чём можно доехать? (автобусе).
• Усаживайтесь удобнее. Я буду вашим экскурсоводом, а вот водителя вы выберите сами. Каким он должен быть? (вежливым, внимательным, знать правила движения)
• Шофёр – усаживайтесь удобнее, пристегните ремни, двери закрываются.
• Шофёр – остановка «Музей», отстегните ремни, двери открываются, пожалуйста на выход, будьте осторожны.
• (Напомнить правила поведения в музее)
В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям, и
экскурсоводу вести экскурсию.
- В музее нужно внимательно слушать экскурсовода, и не перебивать его.
- Нельзя трогать руками музейные экспонаты, они очень древние и хрупкие.
- Нельзя бегать по музею, шуметь, разговаривать по телефону
- Если хочется сфотографировать, нужно спросить разрешения.
Много лет назад люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека была изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен и досок (показ детям картинки «Изба»).
В избу вели деревянные ступеньки, они называются – крыльцо. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так люди здоровались. В каждой избе была печь. Хорошая печь – гордость хозяина. Как называли печь в народе?
Дети:- «Кормилицей», «Матушкой», «Сердцем дома».
Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы и ягоды. Но здесь можно было и спать. Для этого делалась специальная лежанка (дети рассматривают картинку где нарисована печь в избе).
• А какая – же была комната в избе, давайте ее рассмотрим. Полы в комнате деревянные. Стоит стол, тоже деревянный. На полу лежат дорожки. Около печи находятся полки, на которых стоят глиняные кувшины, коробки с припасами, а в углу комнаты находится печь, о которой мы с вами говорили. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски о ложки, ткали и вышивали, плели лапти. Хозяйки содержали все в своей избе в чистоте.
• Раньше, ребята, света не было, как сейчас. А когда темнело, люди освещали избу лучинами (показ на картинке) В своих домах хозяева поддерживали порядок, готовили вкусную еду и радушно встречали гостей.
• Ребята, а какие вы знаете пословицы?
4. Дом вести не бородой трясти.
5. Без хозяйки изба плачет, без хозяина – двор.
6. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Физкультминутка
Дуйте, дуйте ветры в поле.
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки,
Испекли нам пироги.
(кланяются дети)
• Умей в гости звать, умей и угощать. Сейчас я вам расскажу об одной традиции русского народа, а называется это – Хлебосольство (достаю хлеб и соль)
• Раньше в каждой избе пекли в печи - хлеб. Посмотрите, какой мягкий хлеб я вам принесла.
• В старину о хлебосольном хозяине говорили «Дом, как чаша полная - Хлеб-соль со стола не сходит». Если в дом приходили посторонние, а в доме обедали, то говорили
«Хлеб да соль» а хозяин дома отвечал — хлеб кушать милости просим.
• Наши предки очень бережно относились к хлебу, они считали - если человек, уронил кусок хлеба, должен поднять его и обязательно поцеловать.
• Хлеб всегда считался главным богатством Руси, русские люди говорили «Хлеб всему голова»
• И сейчас вы смотрите телевизор и видите, кто приезжает к нам в гости в страну, гостя встречают с Хлебом и солью. Гость должен отломить кусочек хлеба, макнуть в соль и съесть.
• И когда к вам приходят гости ваша мама старается угостить гостей вкусным. Потому что народ у нас гостеприимный и хлебосольный.
Сегодня ребята у нас занятие необычное, мы будем лепить не из пластилина, а из настоящего теста. Но к тесту нужно подходить с чистыми руками (протереть влажными салфетками руки). Посмотрите, я вам приготовила тесто. Из чего можно приготовить тесто? (ответы детей) Вот из теста я вам приготовила - каравай. Мы с вами будем украшать его. Вы будешь лепить колбаски, а затем скручивать их, чтоб получился жгутик, которым мы украсим каравай.
Посмотрите, ребята, какой у нас получился красивый каравай мы попросим наших поваров испечь его. Каравай – славянский дрожжевой хлеб, применяемый в традиционных обрядах. На Руси каравай считался символом счастья, достатка и изобилия.
Молодцы, хорошо потрудились. Но ребята мы наших гостей не оставим без угощения у нас есть готовый каравай и как хлебосольные хозяева сначала угостим гостей, а затем и сами попробуем (под муз. паузу дети и воспитатель угощают гостей).
Литература:
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева №1 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» С. Петербург. 2008г.
5. «Народный календарь – основы планирования работы с дошкольниками по государственному стандарту» С. Петербург. 2004г.