Маргарита Зайцева
Организация мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста в настоящее время остается актуальной для современной психолого-педагогической науки и практики.
Во-первых, потому что до сих пор проблемой остается определение самих музыкальных способностей, структуры музыкальности человека.
Публикация «Организация мониторинга музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мониторинг
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2017
Во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного) и социального (приобретенного).
В-третьих, проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.
В-четвертых, существующие диагностики музыкального развития требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.
Мониторинг - это специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния объекта на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений. Данное определение легко можно спроецировать на педагогическую деятельность. Существуют также определения собственно педагогического мониторинга. Его основное отличие состоит в том, что проводится не только системная диагностика уровня развития детей, но и оценивание проведенных педагогических действий.
Проблему организации мониторинговых исследований в педагогической сфере исследовали М. Поташник, С. Е. Шишов, М. В. Крулехт, A.M. Майорова, О. А. Сафонова, К. Ю. Белая, Н. А. Короткова и др.
Ученые отмечают, что при проведении мониторинга необходимо учитывать следующее.
1. Использовать совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития ребенка.
2. Помнить, что мониторинг проводится для оптимального построения образовательной работы с дошкольниками.
3. Установить такую периодичность мониторинговых исследований в образовательном учреждении, которая позволит определить динамику достижений детей, не приведет к переутомлению воспитанников и не нарушит ход образовательного процесса.
4. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательной программой учреждения.
5. Мониторинг целесообразнее проводить в естественных для ребенка условиях, с использованием специально подобранных заданий, игр, в ходе которых осуществляется наблюдение за деятельностью воспитанников.
7. Процедура и содержание диагностической работы осуществляется по договору с родителями на основе их согласия на изучение тех или иных сторон личности и результатов развития ребенка.
8. Использовать необходимо только те методы, применение которых позволяет получать необходимый объем информации в оптимальные сроки.
9. Важно определить нормы и эталоны.
К нормам также предъявляются определенные требования:
нормы должны быть качественно и количественно измеримы, согласованы с возможностями образовательного учреждения, при этом роль нормативов не нужно абсолютизировать и преувеличивать.
Нормативно-правовыми и методическими основами проведения педагогического мониторинга являются документы федерального уровня, представленные на слайде.
Исследования в области диагностики музыкальных способностей впервые в истории психологии, в 1883 году, начал проводить немецкий психолог Карл Штумпф. Продолжил его исследования венгерский психолог Геза Ревеш. Он проводил исследования в области психологии восприятия музыки и психологии музыкальных способностей, в том числе изучал музыкальных вундеркиндов с использованием тестов.
Карл Эмиль Сишор (к. ХIХ – н. ХХ в. в.) американский психолог разработал «теорией особенностей» : он считал, что музыкальные склонности являются врожденными и не подвержены влиянию обстоятельств. На основе своей теории Сишор разработал первый стандартный тест — «Шкалу музыкального таланта», с помощью которого пытался определить у людей наличие тех или иных способностей и в зависимости от этого установить, насколько человек чувствителен в отношении восприятия музыки и необходимо ли ему в дальнейшем заниматься ей. Кому-то, по его мнению, такие занятия были абсолютно противопоказаны, так как у них не было врождённой склонности к восприятию музыки. Ученый выделял 25 музыкальных способностей : чувство высоты звука, чувство интенсивности звука, чувство времени, двигательные представления, творческое воображение и др.
В диагностике, предложенной Натальей Алексеевной Ветлугиной в 50-е г. г. прошлого столетия, особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий с использованием музыкальных игр и игровых заданий. Она выделила три показателя проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр :
- способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее;
- способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку;
- способность оценивать красивое в музыке и движении, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста.
К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относила: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. Для диагностики музыкальных способностей детей ею и ее последователями создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, например, «Музыкальный букварь», заслуживающий высокой педагогической оценки.
О. П. Радыновой в конце ХХ – начале ХХI века конкретизированы и более четко выделены показатели и критерии развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей. Ведущий диагностический метод О. П. Радыновой — подгрупповые и индивидуальные задания для детей. Частично критерии диагностики О. П. Радыновой для детей младшего возраста приведены на слайде.
В журналах «Музыкальный руководитель», «Справочник музыкального руководителя» опубликованы описания диагностики музыкального развития Зиминой Ангелины Николаевны, Киры Владимировны Тарасовой, Юлии Александровны Афонькиной и других исследователей проблемы. Существуют описания диагностики музыкального развития в некоторых комплексных программах дошкольного образования («Детство», «На крыльях детства»). Однако, некоторые из них либо слишком объемные, либо очень краткие. В некоторых из них отсутствует системность.
Мы предлагаем следующую систему мониторинга музыкального развития.
Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности музыкального развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Методическая основа предлагаемых материалов системы мониторинга базируется на принципах:
- системности,
- преемственности,
- объективности,
- направленности на выявление актуального уровня овладения ребенком музыкальной деятельностью и «зоны ее ближайшего развития»;
- обеспечения необходимой информации для построения целостного представления, характеризующего уровень овладения ребенком музыкальной деятельностью.
Предлагаемый мониторинг музыкального развития осуществляется преимущественно с использованием низкоформализованных методов: это наблюдение, комплексные и индивидуальные беседы, беседа-интервью, проблемные педагогические и игровые ситуации, диагностические этюды и упражнения, анализ продуктов детской деятельности.
В ходе наблюдений за деятельностью каждого воспитанника музыкальный руководитель регистрирует особенности его действий, музыкальных и творческих способностей, избегая субъективных интерпретаций. При этом можно использовать различные неформальные техники наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, карты наблюдения за поведением и развитием своих воспитанников, образцы детских работ, интервью и беседы. Все эти техники достаточно просты и доступны, требуют минимального предварительного обучения и дают обширный материал, позволяющий лучше понять каждого ребенка, создать условия для его развития на основе индивидуального подхода. Просматривая записи своих наблюдений, музыкальный руководитель выделяет области, вызывающие озабоченность или особый интерес, и формулирует индивидуальные цели для развития детей.
Показатели музыкального развития ребенка выделены на основе теоретических положений отечественной музыкально-педагогической науки, разработанных Б. В. Асафьевым, О. Н. Варшавской, Б. М. Тепловым, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, О. П. Радыновой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Костиной и соответствуют традиционно выделяемым компонентам музыкального развития :
музыкально-сенсорное развитие (звуковысотный слух, тембровый слух, динамический слух, ритмический слух);
восприятие музыкальных произведений (особенности целостного и дифференцированного восприятия);
исполнительские умения и навыки (пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения);
творческие умения и навыки (песенное, музыкально-игровое, танцевальное, инструментальное творчество, активность в музыкальной деятельности);
музыкальное образование (владение некоторыми элементарными музыкальными понятиями и сведениями о музыке).
Диагностическая методика представляет собой набор диагностических заданий, которые могут быть включены в музыкальные занятия, в совместную деятельность вне занятий. Проведение диагностики не требует дополнительного времени. В процессе проведения музыкальных занятий с включением специальных заданий педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком. При этом анализируется степень самостоятельности и правильность выполнения задания, а также свобода творческого выражения.
Уровень музыкального развития определяется по критериям оценки, которые дифференцированы в зависимости от особенностей вида музыкальной деятельности, например:
1 балл – не выполняет,
2 балла – выполняет с ошибками (или с помощью взрослого,
3 балла – выполняет самостоятельно и правильно;
или:
1 балл – не определяет (не различает,
2 балла – затруднятся в определении,
3 балла – свободно определяет (различает).
При подведении итогов мониторингового исследования необходимо учитывать следующее:
- педагогическая оценка в ходе наблюдения может иметь субъективный характер, поэтому важно не количество баллов, а динамика развития ребенка;
- уровень развития музыкальных способностей во многом зависит от природных данных и сложно корректируется.
Для удобства использования содержание мониторинга представлено в таблице, по которой можно проследить постепенное, соответствующее возрасту ребенка, усложнение игровых заданий и ситуаций. В таблице даны показатели музыкального развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, описаны умения и навыки, которыми может обладать ребенок на определенном возрастном этапе. Курсивом выделены игровые задания для выявления уровня сформированности умений и навыков.
Пример игрового диагностического задания «Качели» ( на основе дидактической игры из книги: Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. Садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 1986).
Цель. Оценить способность ребенка различать звуки септимы (до2—ре1).
Описание. Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем — низкому звуку. Небольшие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.
Требуется знание песни «Качели» Е. Тиличеевой.
Ход игры. Играть могут трое детей, один из них ведущий. Перед двумя играющими лежит большая карточка. Воспитатель назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто — «низких». Ведущий предлагает детям спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для нее, проигрывая их на пластинах металлофона. Ведущий берет фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету, проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели — вверху или внизу?» Отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей будут положены на свои места. Выигрывает ребенок, первым выполнивший задания.
Диагностика. Педагог наблюдает за детьми в ходе игры, незаметно для детей фиксирует результаты каждого играющего ребенка.
Оценка результатов:
1 балл – ребенок не различает звуки септимы,
2 балла – затруднятся в определении звуков септимы,
3 балла – свободно различает звуки септимы.
Для сокращения времени подсчета результатов мониторинга по группе детей или по отдельным показателям каждого ребенка рекомендуется использовать электронные таблицы Еxcel.
Список литературы
1. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.
2. Калачёва, Л. Д. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1 / Л. Д. Калачёва, Л. Н. Прохорова. - М. : Национальный книжный центр, 2012. — 256 с.
3. Комментарии к ФГОС ДО Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 28.02.2014 г. № 08/249.
4. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
5. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1982. – 96 с., ил.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
7. Муллабаева И. В. Перспективное планирование диагностики основ музыкальной культуры дошкольников // Справочник музыкального руководителя. – 2013. - № 5. – С. 20-31.
8. Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
Интернет-ресурсы
9. Википедия [Электронный ресурс]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3 ( дата обращения: 04.03.2015).
10. Социологический словарь [Электронный ресурс]. URL : https://enc-dic.com/sociology/Monitoring-Sociologicheskij-4719.html ( дата обращения: 04.03.2015).