Анна Негреева
Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Особое место среди задач по организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, так как от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка. Охрану здоровья можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Публикация «Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование здорового образа жизни — это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание уделяется системе обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребёнка.
В настоящее время человек влияет на окружающую среду, что приводит к появлению новых факторов, которые необходимо своевременно оценить в плане их влияния на здоровье. Какие же факторы окружающей среды способствуют сохранению и укреплению здоровья?
Первый фактор, укрепляющий здоровье, — четкий и правильный распорядок дня (гигиенические процедуры, физические упражнения).
Второй фактор, укрепляющий здоровье, — высокая двигательная активность.
Третий фактор, укрепляющий здоровье, — постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов: свежего воздуха, воды, солнца.
Немаловажно уделять особое внимание физическому воспитанию, комплексному подходу, системе физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы, включающей различные компоненты здорового образа жизни. К ней относятся:
— работа в тесном сотрудничестве со специалистами детской поликлиники, проведение диспансеризации дошкольников;
— рациональная организация формы работы с детьми (проведение утренней гимнастики, дней здоровья совместно с родителями, гимнастики после сна, досуги и праздники);
— создание современной предметно-развивающей среды, оборудование физических площадок на территории детского сада, спортивных уголков;
— подбор мебели в соответствии с санитарными нормами и правилами;
— соблюдение теплового и светового режимов.
Система эффективного закаливания рассматривается как система
оздоровительно-профилактических воздействий :
— проведение элементов закаливания в повседневной жизни (специальные закаливающие процедуры — полоскание рта, хождение по солевым дорожкам, по мешочкам с крупами и дорожкам с пуговицами,, проветривание);
— проведение лечебно-оздоровительных мероприятий : корригирующие упражнения, самомассаж, гимнастика после сна; осуществление полноценного сбалансированного питания и соблюдение витаминизации блюд.
Предлагаемые меры охраны и укрепления здоровья дошкольников фактически определяют направления ликвидации основных факторов риска.
Концептуальные позиции здоровьесберегающих технологий :
- целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся;
- целостность учебно-воспитательного процесса;
- создание здоровьесберегающей среды и использование ее педагогических возможностей;
- развитие двигательной активности и учет индивидуально личностных возможностей дошкольников в условиях конкретного образовательного учреждения;
- вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ и так далее – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.