Светлана Заболотняя
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация самостоятельной деятельности
детей дошкольного возраста»
Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен.
М. Монтессори.
У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
Публикация «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.
Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. Несомненно, самостоятельность следует поощрять, более того - к ней надо готовить. Это значит, что следует развивать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых самостоятельных шагов : навыки движения (в раннем детстве, навыки речи (в дошкольном возрасте) и т. д.
Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в раннем возрасте еще недостаточно развита самооценка ребенка, и её в основном заменяют оценки родителей и других взрослых. Самооценка начинается с самокритичности, т. е. с сомнения в правильности своих действий.
Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни. Дети по своей природе активны. Задача взрослых — развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно : порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость — преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности.
Я. Корчак
Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности.
Как развивать самостоятельность у детей
Правило 1.
Признание личности ребенка и его неприкосновенности.
Правило 2.
Формирование адекватной самооценки. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.
Правило 3.
Приобщать к реальным делам, совместно планировать дела.
Правило 4.
Развивать силу воли ребенка. Научить проявить выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия для достижения цели.
Правило 5.
Учить планировать. Составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.
Правило 6.
С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнения поручений.
Правило 7.
Научить общаться с другими детьми, людьми.
Правило 8.
Формировать нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.