Светлана Русакова
Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научит думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовываться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое может у себя выработать. Интеллектуальное развитие – сложный процесс : это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладенье речью. Интеллектуальные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту новых знаний и умений, возможность их использовать для решения разнообразных задач. Нередко родители дошкольника недоумевают. Почему их ребенок не справляется с простым на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос, о том, чего больше фруктов или яблок, как сделать, чтобы их было поровну и т. д. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети плохо владеют.
Публикация «Развивающие игры как основа развития познавательно-интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Развитие познавательно - интеллектуальных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу. А готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Таким образом, исходя из бесед родителей и учителей, я пришла к выводу, что развитие познавательно-интеллектуального развития способствует культурному и интеллектуальному развитию личности ребенка и является наиболее значимой и актуальной проблемой на сегодняшний день.
В своей работе по развитию познавательно – интеллектуального развития я решила использовать игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». Так как с одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, внимание, память, разные виды мышления. Развивающие игры В. Воскобовича дают возможность проявлять творчество и взрослым и детям.
Технология «Сказочные лабиринты игры» разработана на основе идей интегратийно-гуманитарного подхода в соответствии с целями и задачами комплексной программы «Детство». Именно эту программу реализует ДОУ. Работу по данному направлению я начала с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель работы: Развитие познавательно – интеллектуального развития детей дошкольного возраста на основе развивающих игр В. В. Вокобовича.
Задачи: 1. Изучить методическую литературу по данному направлению.
2. Разработать и внедрить в практику перспективное планирование по развитию у детей познавательно-интеллектуального развития на основе развивающие игр.
3. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
4. Привлечь родителей к совместной работе по данному направлению.
Эффективность работы по данной теме зависит, прежде всего, от условий, созданных для реализации задач. Одним из условий является повышение компетентности воспитателя. Второе условие – предметно – развивающая среда.
В групповой комнате мы обогатили математический центр:
приобретены пособия, игры В. В. Воскобовича: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Геометрические формы», «Прозрачная цифра» и т. д. ; оформили картотеку «Веселая математика» (со стихами и загадками); пополнили картотеку «Физкультминутки» с математическим содержанием; изготовили панно «Веселый Цифроград», «Фиолетовый лес»; оформили математический сундучок, где каждый ребенок мог выбрать себе игру по своему уровню развития (на каждой игре стоял определенный значок). Третьим условием является сотрудничество с семьей.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, достичь результатов, Я определила для себя наиболее эффективные формы работы, объединив их в блоки:
1 блок – организованная деятельность: игры-занятия,.
2 блок – совместная игровая познавательная деятельность в утренний и вечерний отрезок времени. Сюда входят: игры, лабиринты, упражнения, развлечения, праздники. Во время совместных игр я не только закрепляю знания, но и воспитываю умение действовать согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
3 блок – самостоятельная игровая деятельность. Сюда входят конструктивная деятельность, игра, художественно-продуктивная деятельность. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.
Проанализировав результаты диагностики, а также различные педагогические подходы к обучению, составила перспективный план работы на год с учетом принципа постепенного и постоянного усложнения.
При подборе игрового материала придерживались определенной последовательности:
Первое – выбор игры, соответствующей интересам и возможностям ребенка в данный период. Второе – подбор соответствующих заданий в игре. Третье – постепенное использование нескольких игр на одном занятии.
Основная работа организовывалась во время совместной и самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы. Все игры обращены главному герою – ребенку. Ребенок, слушая сказку, становился действующим лицом событий, «проживая» таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевая вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добиваясь, успеха. Дети с удовольствием играют, не с квадратами, треугольниками, а с нетающими льдинками озера Айс и разноцветными Паутинками Паука – Юка. Самыми любимыми для детей стали игры : «Квадрат Воскобовича», «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Шнур – затейник» и др.
Например, в игре «Геоконт», в народе ее называют «дощечки с гвоздиками», на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке малыш Гео, Ворон Метр, называют «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» и получаются контуры геометрических фигур и предметных силуэтов. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности, мыслительные процессы и творческие способности.
А игра «Квадрат Воскобовича» не имеет предела. В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические фигуры, по принципу «оригами», трансформироваться в объемные формы. В сказке «Тайна Ворона Метра» «Квадрат» оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика и т. д.
На основе игр В. Воскобовича 1 раз в месяц организовывались и проводились занятия в виде логики – математических игр.
Игры – занятия с использованием игр Воскобовича разрабатывались следующим образом. Первый вариант – занятия – сказки. Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую-либо проблему. Сказочный сюжет включает две, три игры. Например, в игровом сюжете по сказке «Красная шапочка» дети помогали герою сказки: строили домик из «Геоконта», собирали грибы (игра «Математические корзинки»). Второй вариант – это комбинированные занятия. Такие занятия похожи на новогоднюю елку, роль елки выполняет сказочный зачин, фрагмент рассказа, истории, а елочные игрушки – развивающие игры. Например, во время игры – занятия по сказке «Колобок» к детям приходила бабушка Маша и рассказывала о приключениях колобка. Дети строили для колобка домик («Волшебный квадрат», из «Эталонов формы» складывали разных героев (волка, зайца, медведя). Процесс конструирования сопровождался вопросами: например: «Какой стороной надо положить квадрат, чтобы домик получился зеленого цвета?», «Какие уголки квадрата надо загнуть?» и т. д. Третий вариант – комплексные занятия, такие занятия строятся из 2, 3 видов занятий. Математическое содержание можно связать с материалом по изучению социального мира, в процессе ознакомления с природой. Информация на занятиях подавалась комплексно, в разных кодовых системах (словесной, предметной, цифровой, иллюстрированной); задачи и упражнения были логически связаны между собой. Например, во время игры – занятия «Путешествие к Фее доброты» дети сравнивали и считали количество звезд в королевстве у царя Считая, складывали из «Квадрата Воскобовича» лодочку для того, чтобы отправиться в путешествие; помогли расколдовать лес (дети вспоминали правила, как вести себя в лесу). Сказки – задания, добрые образы, сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Успех в реализации задач по развитию мышления у детей дошкольного возраста во многом зависит от совместной работы с семьей. Формы работы с родителями разнообразны: информации в родительских уголках, в папках-передвижках, консультации, родительские собрания, «открытые дни» для родителей, анкетирование, совместные досуги, развлечения, домашняя игротека, конкурсы, семинары – практикумы. Наиболее значимы и эффективны были формы: семинары-практикумы по использованию занимательного математического материала в играх и занятиях с детьми в домашних условиях, на тему: «Играйте вместе с нами», «Если ребенок путает цвет» и т. д. Мы рекомендовали родителям собирать занимательный материал и постепенно создавать «Домашнюю игротеку». Наряду с этим, дети по желанию брали домой на выходные какую-либо игру из «математической игротеки». В выходные дни у ребенка появлялась возможность поиграть с близкими, объяснить правила игры, отремонтировать при необходимости игровой материал. Во время игры с «домашними партнерами» закрепляются математические представления и умения ребенка, а так же непринужденное общение с родителями и другими близкими. Также родители с большим желанием посещали открытые мероприятия: игры-занятия на тему : «Тимошка озорник», «Волк и семеро козлят». Были активными участниками конкурса «Веселые цифры».
Используя технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игр» мы получили хорошие результаты. В разделе «Первые шаги в математику» на конец учебного года высокий уровень знаний, умений и навыков показывают 25%. Хочется отметить повышение познавательности интересов, развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания) волевых качеств (стремление выполнять задание до конца, высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики руки.
Достигнутые результаты в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми стимулируют дальнейший поиск новых форм, методов, приемов и средств воспитания, обучения, вносят коррективы в планирование будущего процесса.
В дальнейшей работе планируем:
1. Продолжить работу по развитию познавательно-интеллектуального развития с детьми старшего дошкольного возраста на основе игр В. В. Воскобовича.
2. Разработать перспективное планирование.