Раиса Николаева
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития
Ребенок рождается исследователем. Им хочется все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность-желание познать закономерности окружающего мира. Неутолимая жажда новых впечатлений
,любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Публикация «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально -организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Во- первых, элементарность заключается, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксировали в дневниках наблюдений. Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель. В группах младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
В настоящее время я работаю с группой детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте средством развития ребёнка в деятельности становятся «занятия по интересам». Такие занятия предполагают объединение взрослых и детей, увлечённых общим интересами, на основе свободного детского выбора. Для того,чтобы игры- эксперименты успешно
осуществлялись в группе,я постаралась создать соответствующую предмет-
но -пространственную развивающую среду (уголок экспериментирования)
Развитие познавательной активности детей - одна из основных целей моей педагогической деятельности. Основным средством достижения этой цели на данном этапе я избрала организацию детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Почему экспериментирование? Да потому, что этот вид деятельности самый – самый «детский». Детское экспериментирование предшествует даже игровой деятельности. Ведь то, что многие взрослые воспринимают, как детские капризы (выбрасывание из кроватки погремушек, битая посуда, рассыпанная из банки крупа) – ничто иное, как детское экспериментирование и исследовательская деятельность. Ребёнок рождается с задатками исследователя. Он всё познаёт методом проб и ошибок. Бросает вверх свои колготки, а потом сапоги и наблюдает, что быстрее приземлится. И вот тут надо не ругать малыша, а подстроиться к его экспериментам : «Как думаешь, почему сапог летит быстрее?» И потом вы вместе полюбуетесь, как падают снежинки в безветренную погоду и как они кружатся в вихре непогоды. Так ребёнок познаёт и понятие тяжело-легко, быстро-медленно, хорошо-плохо. И постепенно понимает, что нет в этом мире ничего абсолютного, что всё хорошо в разумных пределах. То, что непосильная ноша для одного, для другого – пылинка. Я считаю, что очень важно научить ребёнка - дошкольника умению смотреть и видеть, слушать и слышать, умению видеть необычное в обычном, умению удивляться и задавать себе вопрос: «Почему?» А ещё умению самостоятельно получать знания, что особо актуально при состоянии в образования на данном этапе. Именно детское экспериментирование учит этим важным вещам. Абсолютно всему можно научить ребёнка, не усаживая его за столы, а подстроившись к его игре. Педагогический процесс стараюсь строить таким образом, чтобы моя цель воспитания детей стала желанной целью для каждого ребёнка. Не принуждая прямо ребят к деятельности, ненавязчиво использую приёмы, способствующие появлению положительной мотивации, развитию интереса к деятельности (создание проблемных ситуаций и др.)
Диагностика, проводимая в ДОУ, показывает стабильно положительную динамику в развитии познавательной активности моих воспитанников, рост их интеллектуальных способностей. Но для меня важнее результатов диагностики огонёк в глазах моих воспитанников и их успешность после выпуска их из ДОУ.
Таким образом, детская исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.
В заключении хотелось бы сказать,что опытно- исследовательская дея-
тельность очень важна и необходима детям,а мы должны всячески этому спо-
собствовать и помогать узнавать больше интересного.