Анна Закирова
Организация мини-музеев для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Организация мини-музеев для детей.
Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый день. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. По традиции в нашей группе по утрам проходит утренний сбор, на котором мы с детьми беседуем о прошедших выходных днях. И вот на одном из них, Марк поделился впечатлением о том, что они с родителями посетили наш городской музей, он рассказал много интересного и наши дети заинтересовались что же такое есть музей на самом деле. На основе этого мы провели цикл бесед с ними на такие темы как: «Что такое музей?», «Зачем люди создают эти уникальные сокровищницы памяти?»; «Как следует вести себя в музее?»; «Как часто они посещают музеи?»; «Есть ли музей в нашем городе?» и др. Выяснилось, что дети поверхностно представляют, что такое музей, но многие ни разу его не посещали. Мы совместно с родителями организовали экскурсию в наш городской музей, чтобы наглядно показать и рассказать о нём. Дети с удовольствием слушали экскурсовода, осматривали разные экспонаты. Но к сожалению мы не можем постоянно выводить детей в музей. Вот мы и подумали, а что если музей «принести» дошкольникам, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него. Музеи в детском саду начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском саду называют «мини-музей». В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.
Публикация «Организация мини-музеев для детей» размещена в разделах
Ещё одной особенностью музеев в дошкольном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть. Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. Все названные особенности делают музей своим для ребёнка. Так как в нашей группе находятся мини-музеи, дети получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя познавательные экскурсии для воспитанников других групп. Одним из условий успешного воспитания основ музейной культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Родители поддерживают педагогов и детей и постоянно участвуют в совместных мероприятиях. Для создания «мини-музеев» экспонатами становятся необычные объекты природы, которые мамы и папы, вместе с детьми отыскали в лесу, на даче, во время поездок по стране.
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям, а они прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Мы создали мини- музей «Чудо дерево», потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить развивающую среду группы, познакомить со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов. Дети с удовольствием принимали участие в проведении опытов с предметами из дерева.
О богатстве и красоте подводного царства можно узнать, рассмотрев мини-музей : «Подводный мир», в котором собраны коллекция ракушек, привезенных с далеких теплых морей, поделки из ракушек и бросового материала, которые дети с удовольствием готовили вместе с родителями.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому одной из важнейших задач является: воспитание любви и уважения к русской истории, к русской культуре, народным традициям и обычаям, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, истории, культуре, обычаях и обрядах. Но невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Поэтому мы решили в группе оформить мини-музей «Русская изба», в котором мы постарались отобразить быт наших предков, в нё м содержатся: куклы в национальных костюмах, различные предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, ухват, коромысло с ведром, сито, квашня, чугунок, сундуки для одежды и т. д., фото русских костюмов их разных губерний, старинная мебель (стол, лавки, детская колыбель- люлька); декоративные элементы (лоскутное покрывало, салфетки, коврики); книги народных сказок, потешек, пословиц.
Для воспитания уважительного и доброжелательного отношения к своей республике Хакасия, к ее природе, традициям, искусству был создан мини-музей «Моя Хакасия». В данном музее представлены альбомы флоры и фауны республики; подборка фотографий заповедных мест; куклы в национальных костюмах, хакасский шаман; женское украшение Пого; хакасская национальная утварь, с изображением узоров растительности; жилище хакасов «юрта», с внутренним убранством. Имеются в музее муляжи домашних животных, для ознакомления детей с сельскохозяйственной деятельностью хакасского народа.
Развитие общества и национальной культуры становится возможным только тогда, когда сохраняются традиции творческого осмысления наследия, корнями уходящего вглубь многовековой культуры народа. И самое главное, чтобы в юном сердце жила святыня. Декоративно-прикладное искусство представляет собой культурный феномен. В нём слилось самосознание народа и его духовная культура. Игрушка находится в тесной взаимосвязи с фольклором и народным творчеством, она видоизменялась вместе с развитием народной культуры, впитывая её самобытность и естественность. Русская игрушка имеет конкретное и лаконическое содержание, её легко воспринимают дети. Интерес к русской игрушке постоянен, как вечен интерес к своим корням и истокам. С этой целью в нашей группе был создан мини-музей «Народно-прикладного творчества» В нём представлен разнообразный наглядный и практический материал, различные экспонаты народных игрушек (богородские, дымковские игрушки, матрёшки, глиняную посуду и игрушки из глины, свистульки и т. д.) Также в музее имеются различные дидактические игры, фотоальбомы с экспонатами предметов и игрушек, изготовленных народными умельцами..
Сотрудничество с семьями детей по музейному направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.