Елена Авдеева
Роль мини–музеев в обеспечении активации познавательного интереса у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Роль мини– музеев – обеспечение активации познавательного интереса у детей»
Подготовила: воспитатель СП МКОУ «Караванненская СОШ» Авдеева Е. А.
Вас приветствует воспитатель Авдеева Елена Анатольевна.
Музейная педагогика – это область образовательно-воспитательной деятельности. Направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко – культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их месторасположения. Музейно – педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространсте – ДОУ, школе, дома. На улице и т. д.
Публикация «Роль мини–музеев в обеспечении активации познавательного интереса у детей» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
• Воспитание любви к родному краю и людям;
• Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения адаптироваться в окружающем мире;
• Развитие творческих способностей;
• Формирование детско-взрослой совместной д-ти на материалах музейной практики;
• Формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
• Обогащение предметно-развивающей среды; формирование у дошкольников представления о музее;
• Развитие познавательных способностей и познавательной д-ти дошкольников;
• Формирование проектно- исследовательских умении навыков;
• Развитие речи и расширение словарного запаса;
• Воспитание любви к природе родного края;
• Воспитание культуры поведения.
Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации ребёнка к культурной среде и выступает антиподом к миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения. Местом повышения культурно-образовательного процесса.
Мини – музей в д/с - это многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
В условиях д/с невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Хочу рассказать о своей работе в направлении патриотического воспитания детей и роли народной культуры в развитии личности ребёнка.
Хочу рассказать о своей работе. Мой стаж, как воспитателя, небольшой. Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом наблюдений, практических наработок, участниками которых стали дети старшей группы.
Взрослые сегодня мало интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Актуальность: В наши дни, дети очень мало получают информацию о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры
Цель: Ознакомление старших дошкольников с русским народным искусством, ремёслами и бытом в музее ДОУ.
Что и стало моей темой по самообразованию на 2года.
Это я, как педагог, должна донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине, приобщить детей к истокам русской народной культуры, к русским корням. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.
Появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.
Знакомство детей только с устным или другим видом народного творчества, без погружения в атмосферу и национальный быт, всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям проникнуться культурой своего народа. Как нельзя лучше эту проблему может решить музей «Русская изба».
В нашем детском саду такой музей находился в специально отведенной комнате.
Работу в музее я построила по общепринятым принципам работы:
Наглядность. Коллекция экспозиций содержит разнообразный наглядный и практический материал.
Интерактивность. В комнате воссоздана уютная обстановка русской избы, не с «музейной» атмосферой, а с возможностью введения ребенка в особый мир путем действенного познания.
Музей мы посещали 1-2 раза в месяц. Весь материал детям преподносился в игровой форме. Это позволило разнообразить занятия, сделать их более яркими и, следовательно, более запоминающимися. Планирование работы осуществлялось на основе народного календаря.
Детям очень интересно заниматься в «Русской избе»! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, попить чай из русского самовара, «отведать» щей из чугуна, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться созданием «Пасхального веночка», расписать яйцо накануне праздника, сделать в подарок домочадцам оберег, украсить валенок или бабушкин кокошник. Всему этому учатся дети в нашем саду. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка, как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми.
Дети очень любят ходить в музей.
В 2008 году в детском саду «Белочка» был создан музей «Русская изба». Сотрудники и родители собирали по крупицам предметы старины. Зайдя в музей, вы окунаетесь в атмосферу, в которой жили наши предки. Мы знакомим детей с избой, внутренним жилищем крестьянской семьи, предметами старинного русского быта. Предметы стоят так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и со взрослыми понять, как они действуют.
Русь, русская деревня, крестьянская изба. Издавна на Руси строили дома из брёвен. Люди жили среди полей, а поля окружали леса. Лес людей кормил, давал им кров, обувал, одевал. Русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе, и всю жизнь в ней жил. Люди называли дом «родным», «родимым» - как называют родного человека.
Имитация избы - вид снаружи сделана родителем воспитанника.
В русской печи горит огонь. Конечно, настоящей печи у нас не было. И печь, и огонь нарисованы на стене. «Печь –всему голова». Голова - значит, самая главная. Она кормит, и греет, и сушит, и лечит.
У печи стоит помело, ухват, кочерга, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом, ручные жернова, кадка – квашня для закваски теста. Здесь дети могут научиться держать ухват и достать с его помощью чугунок с кашей из печи. Пошевелить угли кочергой. Примерить на плечо коромысло. Попробовать растолочь в ступе зерно, нарубить капусту в корыте.
В стародавние времена для приготовления пищи применялись глиняные горшки, имевшие сильно вздутое тулово, широкое горло и узкое дно.
Рядом с печью висит утиральник, т. е. полотенце и рукомойник. Под ним стоит деревянная лохань для грязной воды.
На стенах располагались наблюдники – полки для нехитрой столовой посуды, горшков, ковшей, мисок, ложек.
Стол в избе большой, потому что и семьи немалые.
С огромным удовольствием дети расставляют на столе старинную посуду (самовар, чугунок, деревянные ложки. И пробуют есть так, как раньше. А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а уж если у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам – уж очень они были дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперёд него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и пусть он голодным остаётся. Отсюда и поговорка: «Поперёд батьки в пекло не лезь!» Кто сколько успеет ложек до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.
А ещё дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».
В доме наших предков прялка была чуть ли не самым главным предметом: она одевала всю семью. Когда осенние работы заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, девушки пряли и пели песни.
Дети могут увидеть в действии прялку, веретено; познакомиться с вышивкой.
Одежда крестьян: сарафаны, юбки, платки, рубахи, кокошники. Праздничная нарядная одежда украшалась вышивкой. На вороте, рукавах, подоле узорные полосы. Подпоясывались кушаком.
Угольные утюги использовались при глажении. Утюгом необходимо постоянно размахивать, чтобы улучшить тягу угля. А также – рубель –старинное устройство для глажки, со скалкой, на которую наматывалась ткань.
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром избы. Основным его украшением является божница с иконой и лампадкой, поэтому его ещё называют святым. Само название «красный» означает «красивый», «хороший». Его убирали вышитыми полотенцами.
В нашей избе есть празднично заправленная кровать. Все простыни и наволочки умело вышиты. Свешивающийся с постели край простыни нередко украшался подзором простыней. Подзор - декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище, с вышивкой или кружевом, пришиваемую к одному из длинных краев простыни так, что при застеленной постели подзор остается открытым и свисает над полом.
Зеркало крестьянской избы обычно закреплено в простенке между окнами. В русской деревне оно является предметом роскоши и показателем зажиточности дома. Зеркало почти всегда украшается резьбой и нарядными полотенцами с вышивками.
На стенах «Русской избы» развешаны старинные вышивки гладью, крестиком, стебельчатым швом. Они лежат на стульях, столе.
Я провела вас по нашему музею, представила наш интерьер. Такая устная заочная экскурсия.
А в работе с детьми мне помогала самодельная кукла Арина. В зависимости от темы она могла быть «хозяюшкой», бабушкой Ариной и ли просто Аришей. Русский костюм: сарафан и рубаха с вышивкой, расшитый платок на голове, передник и дети уже не замечают, что кукла говорит голосом их воспитательницы, они попадают в старину. Несколько слов приветствия, вроде бы знакомых, но здесь они звучат по-особому.
Я старалась на доступном детям уровне знакомить с народными играми, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Каждое посещение музея становилось для детей долгожданным.
Первая часть проводилась в музее «Русская изба», вторая - в группе.
В зависимости от задуманной темы к интерьеру избы добавлялись декорации и иллюстрации, русская изба украшалась веточками вербы и весенними цветами, павлопосадскими и оренбургскими платками, куличом и яичками, тряпичными куклами – оберегами, изготовленными воспитателем; выдвигалось на передний план то, что в первую очередь должно привлечь ребёнка.
Загадки, заклички, пословицы и поговорки,
народные песни «Во поле берёзка стояла», «Земелюшка – чернозём», «Колыбельная», «На горе- то калина», «К нам гости пришли», хороводы;
игры «Гори, гори ясно», «Ровным кругом», «Баба Яга костяная нога», «Масленица», «Заря-заряница», «Петушки», «Жмурки с колокольчиком», «Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко», «Красная горка»;
прослушивание русских народных песен «Я вышиваю заветный платочек», «Прялица», «Пряха», «Ах, утушка моя, луговая», «Валенки», плясовые;
физкультминутки «Весёлый Петрушка», «У Маланьи у старушки», «Кому достался валенок, выходи танцевать!», «Строим дом»;
сюрпризные моменты – всё это стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.
Если в музее у нас идёт познавательная (наглядно – действенная) деятельность, то в группе впечатления и переживания выливаются в художественное творчество (рисунки, аппликации, конструирование, лепка).
В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенины», «Новый год», «Масленица», «День Земли», «День народного единства», активными участниками которых являются и взрослые и дети.
Обязательным фрагментом каждого праздника является беседа-рассказ, раскрывающий основу, историю и традиции празднования. Она может проводиться накануне.
Не только праздники, которые требуют большой подготовки, но и досуги, развлечения («Русская матрёшка», «Веселый Петрушка», «Вербное» обеспечивают активацию познавательного интереса у детей.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоций.
Инсценировка любимых русских народных сказок доставляет большое удовольствие детям. Доброта, трудолюбие, честность, отвага – этими качествами наделены персонажи. Мы вновь и вновь возвращаемся к фольклору.
В кружке «Умелые ручки» мы можем быть хозяюшками, гончарами, мастерицами. Наши предки любили и ценили красоту природы, переносили её на свои изделия. Мы даём возможность ощутить удовольствие и гордость от результатов своего труда.
И, конечно же, во время НОД идёт ознакомление старших дошкольников с русским народным искусством, народными промыслами (хохлома, гжель, жостово, дымка и др.). А устное русское народное творчество! Чтение художественной литературы, формирование целостной картины мира, коммуникация, художественное творчество – во всех областях есть связь с народной культурой.
Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс развития личности.
Как педагог, знающий о роли социальной среды, как факторе формирования личности, я придаю важное значение организации воспитывающей среды. Таким образом, музей играет большую познавательную и воспитательную роль в развитии дошкольников.
Создание мини – музеев обеспечивает активацию познавательного интереса у детей.
Таким образом, комплексная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:
- сформированы первые представления о культуре своего народа, обычаях
- обогатился словарный запас-дети знают потешки, заклички, пословицы, названия предметов быта, элементов русского костюма
- формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги
- развививаются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам, развивается чувство коллективизма
- патриотические чувства и любовь к родине, своей истории, природе, народу.
К сожалению, наш музей «Русская изба» прекратил своё существование. В помещении, где он располагался, открыта новая группа.
Но я считаю, что работу можно продолжить. В Караванненской школе есть Краеведческий музей, в котором представлены предметы обихода, интерьера русской горницы. С детьми старшей группы мы там бывали в конце каждого года. А также такая комната находится в сельском клубе. Я думаю, они с удовольствием встретят маленьких посетителей.