Людмила Полюхова
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду.
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Н. А. Рыжова считает, музей в детском саду является - «интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного».
Опираясь на ФГОС ДО, целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста следующих предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования :
• ребёнок овладеваетосновными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людями самому себе;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
Интеграция в педагогическом процессе - позволяет утверждать более широкие, воспитательные и обучающие возможности музейной педагогики, не сводя их только к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Музей приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Ведущая линия дошкольной музейной педагогики – осмысливание подходов к познанию детьми музейного пространства.
Главная задача при организации музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и ребёнка в музейной среде, которая способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойтив музей? Именно поэтому дошкольные учреждения решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
«Мини-музей в детском саду» актуален и эффективен, он является неотъемлемой частью развивающей среды в ДОУ. Мини-музей даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.
Работа в музее строится по общепринятым принципам:
1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Учёт возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.
3. Активность детей в усвоении музейного наследия.
Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Бабушкин сундучок» ( цель: узнать «историю» появления той или иной вещи в их семье, проявить интерес к жизни предков, их увлечениям, вкусам, укладу жизни); «Уральские камни - самоцветы» ( цель: познакомить детей с богатством Урала – уральскими камнями - самоцветами);«Удивительный мир часов»( цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, «История новогодней игрушки» ( цель: познакомить детей с историей возникновения традиции украшать ёлку игрушками на новый год и эволюцией новогодних игрушек в России, «Я помню, я горжусь!» ( цель: расширить представления детей о Великой отечественной войне, формировать патриотические чувства, нравственные ценности и любовь к Родине, «Космос» ( цель:формирование у детей представление о космическом пространстве, освоение космосом людьми).
В ходе беседы с детьми, выяснилось, что у детей отдалённые представления о народной культуре отсутствуют знания о народной игрушке. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Я бы хотела познакомить с мини-музеем «Русская матрёшка».
Целью создания мини-музея «Русская матрёшка» является:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с русской матрешкой.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла;
• способствовать развитию творческих способностей, умения применять и передавать свои знания на практике; активно и творчески применять ранее усвоенные способы нанесения узора при помощи тычка, кисточки, печаток;
• воспитывать ценностное отношение к труду народных умельцев и своему собственному.
Одним из главных экспонатов в мини-музее «Русская матрешка» являются матрешки. Матрёшка – символ русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.
Формы работы с экспозициями мини-музея :
- беседа «История появления матрёшки» с использованием ИКТ;
- разучивание стихов, песен, музыкальных игр;
- образовательная деятельность с элементами игры «Русская матрёшка»;
- творческое задание (изготовление матрешек с родителями);
- коллективная работа (изготовление матрёшек с детьми в технике папье-маше);
- игра - путешествие «Русская матрёшка».
В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть.