МААМ-картинки

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду

Людмила Полюхова
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду.

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду» размещена в разделах

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Н. А. Рыжова считает, музей в детском саду является - «интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного».

Опираясь на ФГОС ДО, целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста следующих предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования :

• ребёнок овладеваетосновными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людями самому себе;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;

• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

Интеграция в педагогическом процессе - позволяет утверждать более широкие, воспитательные и обучающие возможности музейной педагогики, не сводя их только к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду. Музей приобщает ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, истории, формирует художественный вкус. Ведущая линия дошкольной музейной педагогики – осмысливание подходов к познанию детьми музейного пространства.

Главная задача при организации музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и ребёнка в музейной среде, которая способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. А что делать, если нет возможности пойтив музей? Именно поэтому дошкольные учреждения решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

«Мини-музей в детском саду» актуален и эффективен, он является неотъемлемой частью развивающей среды в ДОУ. Мини-музей даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Цель мини-музеев – подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей к музейному искусству.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музей для ребёнка – это что-то своё, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.

Работа в музее строится по общепринятым принципам:

1. Наглядность. При подборе коллекции учитывается, прежде всего, образовательная функция. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

2. Учёт возрастных особенностей. Значительное внимание при организации среды уделяется доступности подобранного материала и учёту возрастных особенностей дошкольников.

3. Активность детей в усвоении музейного наследия.

Тематика мини-музеев может быть разнообразна: «Бабушкин сундучок» ( цель: узнать «историю» появления той или иной вещи в их семье, проявить интерес к жизни предков, их увлечениям, вкусам, укладу жизни); «Уральские камни - самоцветы» ( цель: познакомить детей с богатством Урала – уральскими камнями - самоцветами);«Удивительный мир часов»( цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, «История новогодней игрушки» ( цель: познакомить детей с историей возникновения традиции украшать ёлку игрушками на новый год и эволюцией новогодних игрушек в России, «Я помню, я горжусь!» ( цель: расширить представления детей о Великой отечественной войне, формировать патриотические чувства, нравственные ценности и любовь к Родине, «Космос» ( цель:формирование у детей представление о космическом пространстве, освоение космосом людьми).

В ходе беседы с детьми, выяснилось, что у детей отдалённые представления о народной культуре отсутствуют знания о народной игрушке. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).

Я бы хотела познакомить с мини-музеем «Русская матрёшка».

Целью создания мини-музея «Русская матрёшка» является:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с русской матрешкой.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла;

• способствовать развитию творческих способностей, умения применять и передавать свои знания на практике; активно и творчески применять ранее усвоенные способы нанесения узора при помощи тычка, кисточки, печаток;

• воспитывать ценностное отношение к труду народных умельцев и своему собственному.

Одним из главных экспонатов в мини-музее «Русская матрешка» являются матрешки. Матрёшка – символ русского народного искусства, самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всём мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Именно поэтому основной идеей создания нашего музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.

Формы работы с экспозициями мини-музея :

- беседа «История появления матрёшки» с использованием ИКТ;

- разучивание стихов, песен, музыкальных игр;

- образовательная деятельность с элементами игры «Русская матрёшка»;

- творческое задание (изготовление матрешек с родителями);

- коллективная работа (изготовление матрёшек с детьми в технике папье-маше);

- игра - путешествие «Русская матрёшка».

В каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Занятие по формированию познавательного интереса «Мини-музей в детском саду»Занятие по формированию познавательного интереса «Мини-музей в детском саду» Совместно с коллегой, родителями и детьми данная технология реализовалась через организацию посиделок с родителями «Весёлые мастерилки».

Презентация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры» Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы.

Картотека экспериментов направленных на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста Современная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной, творчески активной личности, готовой к продуктивному участию в разнообразных.

Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр "Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» Методическая разработка на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».

Презентация на родительское собрание «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Развитие познавательного интереса дошкольника через опытно-экспериментальную деятельность Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов.

Презентация «Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС до» Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО. Одно из направлений моей.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросовРазвитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций и вопросов Сентябрь Беседы: - «Зачем нам нужна вода?», «Где в природе есть вода?», «Кто живет в воде?» Наблюдение за рыбками в аквариуме. Рассматривание.

Педсовет «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала ребенка через игровую деятельность» Педагогический совет на тему: «Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка через игровую деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 19:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Полюхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД