Надежда Крючкова
Организация предметно-пространственной среды по региональному компоненту и создание мини-музея «Жемчужина Ямала»
▼ Скачать + Заказать документы
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта, важно научить их любить свою страну и гордится ею. Необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
Публикация «Организация предметно-пространственной среды по региональному компоненту и создание мини-музея „Жемчужина Ямала“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Большое значение для полноценной реализации национально-регионального компонента имеет информационная насыщенность образовательного пространства. Для этого в нашем детском саду создан мини- музей : «Жемчужина Ямала».
Цели и задачи музея:
• Содействие организации и проведению образовательного процесса по краеведению;
• Приобщение к культуре коренного населения
• Общее развитие ребенка на основе любви и интереса к своей «малой» Родине, традициям и жизненному укладу коренных жителей Пуровской земли.
В музее, прежде всего, собраны экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своем крае, природе, культуре северных народов. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей. Особенностью музея является то, что имеются экспонаты, которые он может не только рассматривать, но и трогать. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Так увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший предмет и рассмотреть его и даже поиграть.
Разнообразие экспонатов привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой родине. Музей является средством индивидуализации образовательного процесса. Это не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников.
На базе музея проводятся обзорные и тематические экскурсии, занятия по ознакомлению с животным и растительным миром нашего края, традиционным укладом жизни северных народов. Все это проходит через разные виды деятельности: продуктивную, игровую, исследовательскую, чтение художественной литературы.
Имеется богатый видеоматериал: мультфильмы «Кукушка»,» Дочь солнца», «В яранге горит огонь», «Северная сказка», «Хозяйка огня», документальный фильмы для детей: «Хозяйка чума», «Наш край – Ямал», «Дети тундры», презентации: «Животные Севера», «Ягоды и грибы», «Растения нашего края».
Дети с удовольствием лепят из пластилина животных нашего края, рисуют, вырезают, собирают украшения из бисера, составляют рассказы, инсценируют сказки. Настольные и дидактические игры, такие как: «Собери герб, флаг», «Найди животных нашего края», «Назови дерево по описанию», «Что растет в наших лесах?», «Назови зимующих и перелетных птиц» развивают познавательный интерес, расширяют знания детей.
Подвижные игры: «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Важенка и оленята», «Олени и волк», «Хейро», «Бег по- медвежьи» «Ловля рыб», «Прыжки через нарты», «Воробей», «Попади в цель», «Перетяни палку» - развивают быстроту реакции, ловкость и выносливость, умение ориентироваться в пространстве.
Весной, по прилету серой вороны, проводится национальный праздник «Вороний день» Все это учит детей ценить хрупкую, неповторимую природу северного края, с уважением относиться к национальной культуре.
Важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса, принимающие активное участие в пополнении предметно-пространственной среды.
Каковы же результаты нашей работы? Конечно же – это знания и представления детей об истории города, района, округа, о знаменитых земляках, о достопримечательностях, об обычаях, традициях, особенностях жизни коренных народов севера; бережное отношение к природе родного края. И, конечно, предметная среда является источником этих знаний.