Ольга Маляревская (Кара)
Виды мини-музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Виды мини-музеев в ДОУ
Музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. В это время она в значительной мере изменилась, так как дошкольные учреждения стали создавать собственные мини-музеи, а организация и использование мини-музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями. Создаются разнообразные детские музейные центры, объединения и т. п.
Публикация «Виды мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Музейная педагогика помогает решать все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Музейная педагогика:
позволяет реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы;
является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса;
способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
В детских садах всех регионов создаются самые разнообразные мини-музеи, разрабатываются занятия с их использованием, реализуются интересные формы работы с семьей.
Наш сад не стал исключением и в этом. В текущем учебном году мы внедрили инновационную для нас деятельность - музейную педагогику, и к концу года во всех наших группах появились собственные мини-музеи на различную тематику.
Видов музеев очень много: это и природные музеи, фольклорные, исторические музеи, краеведческие, музеи искусства, литературные музеи, музыкальные музеи, музеи театрального искусства и многие другие. Данные музеи делятся на подвиды, но мы их в дальнейшем будем называть «мини-музей».
Итак, я предлагаю вам, познакомиться с музеями и мини-музеями нашего дошкольного учреждения. Всего у нас 13 мини-музеев, которые начинают свою работу с первых младших групп и заканчиваются подготовительными к школе группами:
1. Природный музей: мини-музей дерева – в данном музее родители вместе с детьми приносили различный природный материал, который связан с деревом (веточки, шишки, кора дерева, иголки сосны и т. д.); также в нем присутствуют деревянные игрушки и посуда; специальная литература: знакомство с народными промыслами. Целью данного музея является: знакомство с особенностями, строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе.
2. Природный музей: мини-музей деревянной игрушки – в данном музее присутствуют различные деревянные игрушки и дидактические игры; а также стихи и народные истории создания первой деревянной игрушки на Руси (матрешка). Цель музея – всестороннее развитие и приобщение маленького человека к традициям нашего народа.
3. Исторический музей: мини-музей киндер-сюрприза – на многочисленных полках стоят различные игрушки из киндер-яйца, которые не повторяются и коллекция собиралась вместе с родителями и детьми; также в музее присутствует дидактические игры («Найди игрушку») и история создания первой игрушки из киндер-яйца. Целью является – развитие творческих способностей детей ясельного возраста, через создание и реализацию системы работы в различных видах деятельности.
4. Природный музей: мини-музей моря – в этом музее есть муляжи морских обитателей; совместные поделки родителей с детьми; макеты кораблей; дидактические пособия на морскую тематику; специальная литература (энциклопедии, сказки, стихи); а также штурвал корабля, глобус и морская карта. Цель музея – развивать экологическое и эстетическое воспитание детей; формировать знания о животном мире, о мире морей; формировать у детей целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде.
5. Природный музей: мини-музей камней – в данном музее есть каменные украшения, различные каменные породы и поделки из камней, целью является знакомство дошкольников с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, происхождением и использованием людьми; ближе познакомиться с этим музеем поможет моя коллега, чуть позже.
6. Природный музей: мини-музей насекомых – в данном музее представлены различные муляжи насекомых; специальная литература (энциклопедии, сказки, стихи, загадки посвященные насекомым); совместные поделки родителей с детьми; дидактические пособия («Разрезные картинки»). Цель музея – систематизировать представления детей о насекомых.
7. Музыкальный музей: мини-музей погремушки – в данном музее представлены различные погремушки; специальная литература (история погремушки, стихи, загадки); дидактические пособия («Подбери цвет к погремушке»); совместные поделки с детьми. Цель музея – формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (т. к. это первая младшая группа то речь идет о форме, цвете, размере).
8. Исторический музей: мини-музей пуговица – в этом музее рассказывается детям о истории самой первой пуговицы и что было до нее; коллекция пуговиц различной величины, формы, цвета и фактуры; дидактические пособия («Кто быстрее расстегнет»); мультимедийное пособие об истории и создании пуговиц. Цель – формирование естественнонаучных представлений о предметах окружающей среды, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности, развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
9. Фольклорный музей: мини-музей сказок – в данном музее представлены планшеты для рассказывания сказок; специальная литература (книги-сказки, загадки, стихи); театральные атрибуты для драматизации; дидактические пособия («Какая сказка»); сундук с «волшебными предметами» (колобок, репка, яйцо, живая и мертвая вода и т. д.). Цель музея – воспитание у детей любви и интереса к сказке, как одной из формы устного народного творчества.
10. Музей театрального искусства: театра в сказке – данном музее представлены различные театральные атрибуты (ростовые куклы, куклы би-ба-бо, настольный театр); специальная литература (книги-сказки, стихи, загадки); дидактические пособия («Что сначала, что потом», самостоятельные и совместные поделки детей и родителей. Цель – развивать интонационную выразительность речи, способность воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизвести его в сценках, театральных действиях.
11. Природный музей: мини-музей ткани – в данном музее представлены планшеты, на которых показано из чего изготавливают ткань; атрибуты портного (швейная машинка, нитки); дидактические пособия («Найди такую же ткань»); бардачок с различными лоскутами тканей; мультимедийное пособие об изготовлении ткани в больших количествах. Цель - создание системы работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с тканью.
12. Природный музей: мини-музей хлеба – в данном музее представлены муляжи хлебобулочных изделий; специальная литература (энциклопедии, стихи, рассказы, загадки); дидактические пособия («Как хлеб в дом пришел»); природный материал (хлебные колосья пшеницы); экспонаты зерновых культур (рожь, пшеница, мука); мультимедийное пособие как убирается и печётся хлеб; самостоятельные и совместные поделки детей и родителей. Цель – сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба, познакомить с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают, довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей, познакомить с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Создание мини-музеев дает возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, разнообразить развивающую предметно-пространственную среду новыми формами работы с детьми и их родителями.
И наконец, создание мини-музея имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску, ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а в наших мини-музеях он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.