Людмила Пестова
Организация кружковой работы в художественно-эстетическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ в организации кружка театрального творчества "Искорка".
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. В соответствии с Федеральным государственным образовательнымстандартом дошкольного образования «Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.»
Темочки:
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса может реализоваться и через кружковую работу, которая определяется как дополнительное образование дошкольников. Кружки не утратили своей актуальности, особенно с точки зрения сформулированных в Стандарте принципов:
— обогащения (амплификации) детского развития;
— индивидуализации дошкольного образования;
Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством педагога.
Кружки в детском саду выполняют несколько функций:
• образовательную – кружковая работа обеспечивает возможность получения дополнительного образования на основе интересов и индивидуальных особенностей детей, что в свою очередь делает их активными участниками образовательной деятельности.
• социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
• коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
• воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования в области художественно-эстетического развития в ДОУ могут открываться с различными целями:
1. Углубление и расширение базовых знаний (опережающее развитие ребенка).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
3. Компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
1. Устав ДОУ
2. Образовательная программа ДОУ
3. Положением о кружке
4. Программа кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)
5. План работы кружка на год
6. Список детей
7. Расписание занятий
8. Результаты диагностики за время ведения кружка (протоколы анализа процесса и/или продукта деятельности)
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:
— организация рабочего пространства;
— игровой характер подачи любого материала;
— возможность детей заниматься по своим силам и интересам.
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
— интересы детей и добровольность выбора ими кружка;
— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
— нормы нагрузки на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН.
Программа кружка разрабатывается с учетом требований ФГОС ДО и включает три основных раздела:
• целевой,
• содержательный,
• организационный.
1. Целевой раздел включает в себя:
• Пояснительная записка должна раскрывать:
— актуальность;
— цели и задачи реализации Программы;
— принципы и подходы к формированию Программы;
— значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей той возрастной группы, для которых организован кружок.
• Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы и должен включать:
• Описание образовательной деятельности;
• Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы;
• Учебно-тематический план работы с детьми;
• Описание форм и методов осуществления контроля качества реализации программы;
• Особенности взаимодействия руководителя кружка с педагогическим коллективом и семьями воспитанников;
• Иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы.
3. Организационный раздел должен включать
• Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
• Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
• Расписание занятий.
4. Список литературы
5. Приложение к Программе
• Перспективный план работы
• Календарно-тематический план работы
• Конспекты занятий
• Справочные материалы и т. д.
Такие требования к структуре образовательной программы дошкольного образования включены в Федеральный государственный образовательный стандарт. В Стандарте не дифференцируются требования к структуре основной и парциальных программ, из чего можно сделать вывод, что программа кружковой работы должна разрабатываться с опорой на те же требования, что и основная образовательная программа.
В нашем детском саду музыкальный руководитель Кумановская Марина Борисовна ведёт кружок театрального творчества «Искорка». Цель деятельности кружка : художественно-эстетическое развитие детей, которое содействует формированию культурных потребностей и культуры ребёнка-дошкольника, его различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих, нравственных, становлению социально-культурных видов деятельности (игровой, театрализованной, музыкальной). Развитие творческих способностей средствами театрального искусства. Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
В течение года Марина Борисовна на занятиях по театрализованной деятельности реализует следующие задачи:
1. Распознавать свое эмоциональное состояние, оценивать это состояние;
2. Формирование умения с помощью мимики выражать эмоциональные состояния: радость. Гнев, удивление, испуг, огорчение;
3. Развитие навыков эмоционального общения друг с другом и взрослыми; обучение неречевым (мимика, пантомимика, жест) и речевым средствам общения;
4. Обучение выражению своих чувств и настроений в соответствии с заданной сказочной ситуацией;
5. Формирование основ нравственного поведения; обучение простейшей импровизации; развитие пространственно-временной ориентации (создание мизансцен, смен, соответствующих различным временам года);
6. Развитие общей моторики в процессе использования имитационных движений;
7. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек.
На занятиях учит пользоваться различными интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо, строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнёра. На занятиях использует различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Такие этюды помогают ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Воспитанники театрального кружка как вы увидели на представленных слайдах участвуют как в театральных постановках так и в различных сценках на разных утренниках и других мероприятиях.