Елена Бизякина
Образовательный проект «Роль семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№27 «Золотая рыбка» города Обнинска.
Образовательный проект.
«Роль семьи в
художественно-эстетическом
развитии дошкольников».
Подготовила: Бизякина Елена Тахировна
Воспитатель без категории.
2017 г.
«Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем, тот, кто десять часов смотрит».
И. Дистервег.
Публикация «Образовательный проект „Роль семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
К. Д. Ушинский.
Актуальность.
Сегодня работа с родителями очень актуальна, так как является частью примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует Федеральным Государственным Образовательным Стандартам.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов. В законе РФ «об образовании» ст. 18. п. 1. определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и эстетического развития личности ребенка в детском возрасте. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Обеспечить полноценное эстетическое воспитание в детском саду возможно лишь в тесном контакте с семьей.
Ведущее место в осуществлении художественно-эстетического развития детей принадлежит детскому саду. Но и велика роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать интерес и любовь к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, актерское мастерство и элементарные навыки рисования.
Проблема:
Индивидуальные беседы с родителями показали, что многие из них плохо ориентируются в вопросах эстетического воспитания и не придают им особого значения. У большинства семей не созданы условия для эстетического воспитания. При покупке художественной литературы многие родители не учитывают возрастные особенности детей. Во всех семьях имеются цветные карандаши, но не всегда нужного ассортимента. Красками дома почти не пользуются, пластилин покупают немногие из родителей. В семьях недостаточно или совсем нет музыкальных произведений из детского репертуара.
Гипотеза.
Вызвать интерес родителей к познанию самих себя и детей в области художественно – эстетического развития.
Цель проекта :
формирование представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для воспитателя:
проанализировать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, обуславливающие развитие творческих способностей, индивидуальные особенности воспитанников группы с целью подтверждения наличия творческого потенциала и результаты довести до родителей;
повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей.
Для родителей:
создавать в семье благоприятные условия для разнообразной изобразительной деятельности ребенка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
приобретать разнообразные изобразительные материалы, помогать осваивать технику их использования;
посещать с ребенком выставки, музеи, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, слушать музыку.
приобщать родителей к совместной с ребенком деятельности, способствующей развитию его личностных качеств.
Для детей:
формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности;
развивать эстетические чувства детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей;
развивать детское художественное творчества, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Ожидаемые результаты.
У детей:
повышение интереса к художественной литературе, рисованию, лепке, конструированию, музыке;
проявление творческих способностей;
повышение уровня навыков и умений в изготовлении различных поделок;
расширение и обогащение словарного запаса.
У родителей:
повышение компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития детей;
сохранение семейных ценностей, традиций;
возрастание интереса к мероприятиям, проводимые в детском саду;
увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях.
У педагогов:
создание положительной среды общения между детьми, родителями педагогами;
увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе.
Сроки реализации.
долгосрочный (октябрь 2016 – май 2017).
Вид проекта.
Практико-ориентированный, информационный, коллективный, познавательный.
Направление проекта.
Информационно - аналитическое (анкетирование, индивидуальные беседы).
Наглядно – информационное (оформление родительских уголков, открытый показ непосредственно образовательной деятельности с детьми и родителями, родительские собрания).
Досуговое: (совместные праздники, развлечения, семейные праздники и традиции).
Участники проекта.
Педагоги, родители и воспитанники группы.
Перспектива.
В перспективе планируется продолжать работу с родителями по художественно-эстетическому развитию детей.
Организовать работу с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимной поддержки, а также активизировать и обогатить воспитательные умения родителей помогут нетрадиционные формы работы.
В дальнейшем планируется совершенствование развивающей среды – модернизация информационного уголка для родителей, организация выставок совместных творческих работ «родители-дети», проведении совместных досуговых мероприятий.
Этапы проекта :
1-й этап подготовительный.
Определение темы проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Разработка перспективного планирования по художественно - эстетическому воспитанию с родителями за год.
Анкетирование родителей.
Цель: определения отношения родителей к вопросам эстетического воспитания детей, выявление уровня участия семьи в художественно – эстетическом развитии ребенка.
2-й этап практический.
изучение методической литературы по выбранной теме;
подбор диагностического обеспечения;
разработка конспектов мероприятий по реализации проекта.
План деятельности.
№№ Дата Название мероприятия. Задачи.
1
Сентябрь.
Родительское собрание на тему : «Развитие творческих способностей ребенка». Анкетирование родителей.
Проанализировать возрастные особенности детей, обуславливающие развитие творческих способностей, индивидуальные особенности воспитанников группы с целью подтверждения наличия творческого потенциала; повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей.
2
Октябрь.
Памятка для родителей «Полезные советы для родителей по формированию эстетического развития детей».
3
Ноябрь.
Праздник, посвященный Дню матери.
4
Декабрь.
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, изготовленную своими руками.
5
Январь.
Конкурс на лучшую зимнюю постройку на участке группы.
6
Февраль.
Праздник, посвященный Дню Защитника Отечества.
Открытый просмотр НОД «Русская ярмарка». Воспитывать интерес к народному творчеству, бережное отношение к изделиям мастеров, формировать потребность и желание изготавливать игрушки своими руками; способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного.
7
Март.
Праздник, посвященный 8 Марта. Инсценировка сказки «Бобовое зернышко». Развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность.
8
Апрель.
Конкурс «Книга своими руками».
Изготовление поделок для украшения участка группы.
9
Май.
Родительское собрание «Влияние изобразительной деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста».
Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего мира.
3-й этап заключительный.
Анкетирование родителей.
Подведение итогов.
Создание презентации
Используемая литература.
Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва: ВАКО, 2009, стр. 137, 173.
Кандала Т. И., Семкова О. А., Уварова О. В. Занимаемся, празднуем, играем. Сценарии совместных мероприятий с родителями. Волгоград: Изд. Учитель, 2008, стр. 3.
Загик Л. В., Иванова В. М. Воспитатели и родители (из опыта работы). Москва: Просвещение, 1985, стр. 60.
.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/10/24/konsultatsiya-dlya-roditeley-sovety-roditelyam-dlya
https://kladraz.ru/blogs/marchenko-olga/scenarii-prazdnika-ko-dnyu-materi-miloi-mamochke-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html